Учимся говорить

Психология

Сегодня разговаривала со своей тетей по телефону. И она задала мне интересный вопрос:

 - Марьям, скажи, как научиться правильно говорить, излагать свои мысли, чтобы меня понимали?

Я опешила.  На письме или в устной речи? Женщине 34 года, работает бухгалтером, она утверждает, что ее речь недостаточно хороша.

Что  именно тебе не нравится в твоей речи?

Она говорит:

- Я хочу говорить красиво, грамотно, чтобы меня хорошо понимали, слушали.

 - Тогда тебе на курсы ораторского мастерства!

- Но я живу в пригороде. Мне не получится ездить. И дорого эти курсы стоят.

Посоветовала найти нужную литературу в интернете (стандартный совет человека 21-го века), но и здесь проблема – интернет есть, но он неправильно подключен, неизвестно когда мастера придут, поэтому пока интернет – не вариант.

Я пытаюсь поймать в ее разговоре нить проблемы. Оказывается, что она хочет, не столько, чтобы ее речь была красивой, сколько, чтобы ей самой приятно было ее слушать. Копаю дальше, чувствую, что проблемы с речью – от неуверенности в своем голосе, в своем праве говорить, выражать мысли вслух и соответственно у нее занижена самооценка. Есть такой легкий способ  проверки самооценки: крикнуть через весь двор кому-то «Привет!» и помахать рукой. Не каждый такое сделает. Или как вариант – идти по оживленной улице и громко петь. Такие методы раскрепощения практикуют на тренингах по самоуверенности, и на актерских курсах.

Чтобы научится говорить, в первую очередь нужно научиться слышать свой голос. Попробуйте читать вслух. Поначалу будет трудно, всегда так. Как в школе на уроке открытого чтения – нужно читать вслух, громко, с выражением. Как можно больше читайте вслух. Дома вам никто не помешает. Меняйте темпоритм – читайте быстро, насколько возможно, потом медленно, с предельным выражением, потом очень медленно, выдерживая логические паузы. Каждая запятая, каждая точка не должна ускользнуть от вашего внимания, обращайте особое внимание на знаки препинания. Так язык входит в вашу речь. Читайте классиков, и у вас не будет проблем с грамматикой. Вы начнете на уровне интуиции расставлять запятые и тиры. Это станет частью вас самих.  Поиграйте с интонациями – в вопросительном предложении читайте с интонацией вопроса, если герой восклицает – восклицайте вместе с ним. Не будьте сторонним наблюдателем! Найдите в предложении точки подъема интонации и спуска, точку наивысшего интонирования, наивысшей эмоции, и читайте, обращая внимание на нее. Со временем это войдет в привычку и станет нормой жизни.

Как мы читаем газеты? Прочитал и забыл. Попробуйте прочитать текст, осмыслить его и пересказать своими словами. Прочитать еще раз и выписать основные мысли. Ничего сложного. Идем дальше. Теперь вы должны проанализировать текст, ответить на ряд вопросов:

Что имел в виду автор? Что он хотел этим сказать?

Какой скрытый посыл у текста? Что этим пытался доказать автор?

Какова авторская позиция? На чьей он стороне? Видна ли явная симпатия автора к какому-либо герою?

Можно использовать не газету, а художественную книгу. К этим вопросам можно добавить еще более глубокие образы:

Какие символы отражены в произведении? Есть ли узнаваемые лица.

О чем эта книга? Чему она учит? Какова мораль произведения?

Какой вклад она весла в развитие человечества? Оставила ли она след в твоей душе.

Отвечайте на эти вопросы вслух или письменно, размышляйте. Не бойтесь говорить вслух свои мысли, даже порой самые бредовые. Не стоит молча думать, это сотрется из вашей памяти, и только произнесенное запомнится. Помним цель – услышать свой голос. Слушаем его, учим его размышлять и говорить.

 Еще момент. Вы когда-нибудь обращали внимание на манерную речь кокеток, как они растягивают слова, округляют губы. Или, например, в разных регионах России мы слышим специфической говор. В Москве люди говорят не так, как на Урале, говорят, что мы тараторим и «акаем». Попробуйте одну и ту же фразу произнести, как украинская пани, московская кокетка или как суровый сибиряк. Или представьте себя актером, поиграйте в роли, произнесите одну и ту же фразу, например, «Какой чудесный день» с разными интонациями. Как это может произнести счастливый енот? Представьте, как енот верещит от счастья, что сегодня такой чудесный день, он даже подпрыгивает, его голос звенит, а глаза наполняются радостью. А тот же обиженный слоник? Его голос будет глухой, тихий, едва слышный, ему не до этого. Чуть из посподлобья он пробормочет «Какой чудесный день», и фыркнет от досады. Создайте образ, прибавьте к нему эмоцию – радость, грусть, разочарование, сомнение, досаду, обиду, искренность и творите. Играйте с голосом.

И напоследок, хотя, наверное, это нужно было обозначить вначале – почувствуйте, откуда у вас образуется голос. Вдохните. До какого места дошел вдох? До центра груди или воздух пошел в живот до пупка? Считается, что есть грудное и брюшное дыхание. Чтобы правильно говорить и интонировать, вы должны научиться правильно дышать, чтобы воздух проходил весь предназначенный для него путь. Постоянно контролируйте себя, наблюдайте за собой, как вы дышите. Если неправильно, срочно исправляйте. При правильном дыхании ваши легкие наполняются достаточным количеством кислорода, и вам хватает воздуха закончить фразу, голос продолжает звучать также звонко и уверенно.

Отработав все упражнение, вы не будете красиво говорить. Почему? Потому что нужна постоянная разговорная практика. Говорите всегда и везде, выражайте свое мнение, рассказывайте анекдоты, становитесь центром внимания, громче всех смейтесь, не молчите на общем собрании, когда начальник просит высказаться. Вам есть что сказать – ваш голос прорезался. Теперь к вам прислушиваются и слушают вашу красивую и складную речь.

Марьям Абдрахманова

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий