В понедельник, 28 октября, журналисты Станислав Вахрушев и Сергей Жигалин прибыли в здание по улице Цвиллинга, дом 27 для осуществление профессиональной деятельности: освещения работы администрации губернатора и правительства Челябинской области.
Однако внутрь здания их не пропустил полицейский под предлогом отсутствия согласования с пресс-службой. Предъявив паспорт, журналистское удостоверение и пояснив, что пропускной режим в здании предполагает исключительно уведомительный, а не разрешительный порядок, и не обязывает журналистов согласовывать с кем-либо цель и программу своей работы, тем более, с секретарями канцелярий, Сергей Жигалин поднялся на 3 этаж здания в кабинет исполняющего обязанности руководителя администрации губернатора Челябинской области Андрея Комарова.
Комаров затруднился что-либо пояснить про пропускной режим в здании, переадресовав все вопросы к Управлению делами правительства Челябинской области и пресс-службе (предварительно журналисты уже побывали в Управделами, где их направили в администрацию губернатора). После чего прибывшие на место полицейские насильно препроводили Сергея Жигалина на первый этаж.
Станислав Вахрушев попросил вызвать на место конфликта начальников, отвечающих за объект.
В здание прибыл другой полицейский, который отказался представиться и предъявить служебное удостоверение. Полицейские требовали прекратить съёмку, поскольку, якобы, это нарушает режим охраняемого объекта. Каких-либо документов, регламентирующих режим и границы охранной зоны, представлено не было.
Полицейские отказались документировать факт, с их слов, «нарушения», сущность которого они так и не смогли объяснить, ограничившись устным замечанием. На что Станислав Вахрушев вызвал дополнительный наряд полиции для документирования на месте всех обстоятельств умышленного препятствования журналистской деятельности. Во время ожидания полицейский незаконно разгласил паспортные данные Вахрушева, сообщив их по телефону неизвестному лицу.
После более часа общения, Жигалина и Вахрушева попросили проехать в отделение полиции для составления в отношении них протоколов об административных правонарушениях: за нарушение режима охраняемого объекта и за невыполнение требования сотрудников полиции. Заявления журналистов, что все документы у них с собой, их личность установлена, поэтому основания для доставление в отдел полиции отсутствуют, были проигнорированы.
Незаконно доставив журналистов в отдел полиции № 5 Центрального района города Челябинска, в здание полицейские пропустили только Сергея Жигалина. Станислав Вахрушев не был ни допрошен, не допущен к Жигалину в качестве защитника.
Взятие пояснений с Сергея Жигалина проходило с грубейшими нарушениями процессуального законодательства:
(аудио-запись сделана в полицейском участке)
- не были рассмотрены ходатайства об ознакомлении с материалами дела и о привлечении защитника;
- во время опроса присутствовали посторонние лица, которые не представлялись;
- протокол об административном правонарушении составлялся под групповую диктовку и многократно переписывался;
- опрос проходил в маленьком помещении без окон, фактически представлял собой акт психологического давления. Сергей Жигалин был вынужден вызвать скорую помощь.
Несмотря на ходатайство Жигалина об отложении рассмотрения дела по состоянию здоровья, постановление об административном правонарушении (статья 20.17 КоАП РФ) было вынесено немедленно заместителем начальника отдела полиции.
Станиславу Вахрушеву каких-либо обвинений предъявлено не было, протоколов в отношении него не составлялось, основания для принудительного доставления в отдел полиции сообщены не были.
Журналисты связывают происходящее с политической цензурой в администрации губернатора и правительстве Челябинской области.
Напомним, Вахрушев и Жигалин выпустили серию успешных репортажей о коррупции в Главном управлении молодёжной политики Челябинской области, о нерешённости важнейших социально-экономических вопросов на областном совещании при губернаторе, об отсутствии конструктивного взаимодействия региональных властей с Агентством стратегических инициатив. Все материалы были подкреплены документальной фактурой.
Вместо устранения коррупционных нарушений, власть принялась за устранение свободной журналистики. Так в сентябре сотрудники ГУМП обратились в полицию с просьбой привлечь Станислава Вахрушева к уголовной ответственности якобы за публикацию фактов личной жизни. С лета областные ведомства под любыми предлогами отказывают журналистам в предоставлении документов. Теперь власть решилась посредством сотрудников внутренних дел насильно не допускать журналистов на областные мероприятия.
Коллективная ложь неизбежно обнаруживает ошибки. Так в письме заместителя губернатора Челябинской области Николая Сандакова на имя Станислава Вахрушева однозначно утверждается: для входа в здание нужен только паспорт и редакционное удостоверение.
Выяснилось, что для осуществления профессиональной журналистской деятельности документов не достаточно. Нужно ещё разрешение каких-то чиновников. Однако требование представителей власти согласовывать журналистскую деятельность – это цензура, запрещённая конституцией Российской Федерации. Станислав Вахрушев и Сергей Жигалин намерены добиваться возбуждения уголовного дела по факту антиконституционных действий в руководстве Челябинской области.