В Челябинске провели пресс-конференцию «Как призывнику и солдату срочной службы защитить свои права». Экспертом по этому вопросу выступила Светлана Кузнецова, председатель Межрегиональной общественной организации помощи военнослужащим «Солдатские матери», а также представители фонда «Правовая миссия» Алексей Табалов и Валерия Приходкина.
Тема армии из года в год вызывает вопросы. Как отслужить, чтобы не было дедовщины? Какие войска лучше? Забирают ли студентов-очников? Что делать, если случилась беда? Эти и другие опросы были озвучены в ходе работы горячей линии.
«Все ваши вопросы от незнания» – утверждают в один голос эксперты. В рамках проекта «Школа призывника» Алексей Табалов ведет информационно-просветительскую деятельность по вопросам призыва. Сегодня на круглый стол он пригласил Светлану Кузнецову - гостью из Москвы.
«Что у нас сегодня творится с призывом? Все плохо, - говорит Светлана Кузнецова, - Демографическая яма - призывать некого. Практически все социальные отсрочки отменены, врачи занижают диагноз. Умные студенты не нужны вузам, ребятам не проводят должного обследования, некоторым вообще ничего не обследуют – все поголовно здоровы, а потом один умер, другой в тяжелом состоянии, третий инвалид».
«То, что сейчас творится в армии, можно назвать только цирком, – поддерживает тему Валерия Приходкина, - Недавно у нас в Металлургическом районе был случай. Парень больной, ему нельзя служить в армии, он отстаивает свои права, за что его направляют в психушку. А из психушки, как вы знаете, всё – дороги ему везде закрыты. Его все-таки отправляют в армию, а через три дня случилось страшное – болезнь дала о себе знать, он чуть не умер. Три дня хватило прослужить в армии».
Эксперты глубоко возмущены современной реформой в армии, которая проходит за счет увеличения количества и сокращения качества, сокращения профессионалов. Эта ситуация хорошо знакома нашему региону – сначала танковое училище, сейчас авиационное. В один прекрасный день нас не кому будет охранять. ЧВВАКУШ был единственным училищем штурманов в стране!
Увеличилась и доля откупа от армии, сейчас цены от 60 до 120 тысяч, и то, только по блату. Алексей Табалов говорит: «Если у вас вымогают деньги, предлагают откупиться от армии, приходите к нам, мы вам дадим денег! Мы за вас заплатим, а заодно выявим цепочку взяточничества».
Кузнецова добавляет: «У нас врачи до такого дошли, что даже с явно негодного человека требуют 15 тысяч. Это потому, что вы не знаете своих прав! Это нигилизм: человек не знает своих прав, за это с него и берут деньги. У нас некоторые мамаши откладывают материнский капитал на откос от армии. Это шутка. Черный юмор. Вот вам, к примеру, ситуация: приходит призывник на медкомиссию, врачи спрашивают - жалобы есть? – Ну, так, бывает. Сейчас что-нибудь болит? – Нет. Годен. Это самый распространенный способ, на который ловят на медкомиссиях призывников. Я матерям говорю – самый разумный способ – это независимая медицинская комиссия или приходите ко мне с историей болезни, я обязательно что-нибудь найду. В таких случаях приятно сказать: «Вы счастливая мать – у вас больной ребенок».
«У нас в обществе есть проблема – матери боятся отстаивать свои права, - говорит Кузнецова, - Один раз мне звонит мужчина и говорит, что его сын уже сел в автобус и его вот-вот забирают, отец просит что делать. Под колеса кидаться! Иначе его заберут».
Алесей Табалов: «Пока вашему ребенку нет 18 лет – вы за него отвечаете, но когда ему исполняется 18 лет – всё, он самостоятельный. Но, вы можете оформить нотариальную доверенность, и с ней, вы можете, и просто обязаны быть на всех мероприятиях призывной комиссии. А когда его забрали и вас не пускают, смело оформляйте доверенность на адвоката, он зайдет в любые двери, и в суд и в военкомат. Боритесь за своего ребенка!».
Кузнецова: «У меня был один сознательный папаша, его сыну-призывнику всего 1,5 года, но отец уже сейчас готовится к обороне, читает законы».
После пресс-конференции эксперты отвечали на вопросы горячей линии. Звонили обеспокоенные матери, призывники-студенты. Алексей Табалов добавил: «Знаете, а мне нравится наша нынешняя молодежь. Они молчать не будут. Мы такими не были. Они сейчас наглые, хамоватые, могут послать, оскорбить, крикнуть – они просто отстаивают свои права, правильно и делают».
Потом экспертов ждала еще одна горячая линия в режиме онлайн-конференции и вечерний трехчасовой прием посетителей в «Школе призывников».