О безобразии челябинцы узнали из сообщества «АрхиСтраж» в ЖЖ, где пост о вандализме опубликовал историк и краевед Юрий Латышев.
По адресу Монакова, 1а/2, на который указал краевед, действительно располагается (теперь уже правильнее писать – располагалось) одно из четырёх зданий, именуемых старыми казармами Инсарского полка. Также объект известен как казармы войскового остановочного пункта.
Эти казармы входят в список объектов культурного наследия. Построены они были примерно в 1904 – 1905 годах. Сначала в них на протяжении четырёх лет размещались роты Инсарского полка.
В запустение здания пришли сравнительно недавно, после закрытия в 2006 году Челябинского танкового училища. На три здания сохранило собственность Министерство обороны, и они уже который год стоят заброшенными и неприкаянными. А одно непонятным образом оказалось в частных руках. В нём расположилось некое ООО «ОСТЭК». Нынешний собственник участка Латышеву неизвестен.
Именно этого здания, оказавшегося в частных руках, сегодня лишился Челябинск.
Краевед выдвинул несколько версий случившегося. Если собственник объекта был в курсе исторического значения здания – значит, он намеренно нарушил закон. Следовательно, Минкульт должен инициировать судебное разбирательство. Подобный прецедент городу уже известен: совсем недавно в суде разбиралось дело Владимира Дятлова, сына бывшего вице-губернатора. Напомним, что суд признал его виновным в уничтожении памятника культурного наследия на ул. Труда, 97.
Но есть и другая версия. Собственник мог не знать о том, что разрушает исторический памятник. В этом случае спрос с чиновников министерства культуры, которые должны были своевременно проинформировать собственника о включении объекта в список ВОКН. И ещё одна деталь: снос организованна наверняка для того, чтобы на месте старого здания построить нечто новое. Почему же тогда КУИЗО и Росресстр при регистрации сделки купли-продажи здания не включили на него обременения?
Кто виноват, Юрий Латышев постарается установить в ближайшее время. Будем надеться, это поможет наказать виновных.
Вот только само здание старых казарм уже не вернуть. На втором этаже осталась одна стена, на первом – три стены плюс перекрытие. Очевидно, что здание не подлежит восстановлению. Ещё на один исторический памятник в городе стало меньше.
Фото: блог Юрия Латышева