Писатель, общественный деятель Сергей Шаргунов, в интервью Российской газете ответил на вопрос «Возможна ли Темза на Москве-реке».
«Я думаю, что Европа зашла слишком далеко. И не столько даже в своей «игре в политкорректность», сколько в замалчивании острых социальных проблем. Когда такого рода проблемы, как тяжесть жизни социальных низов общества, прикрываются пустословием, они только нарастают и заостряются. И становятся еще более трудно решаемыми, – отметил Шаргунов. –
Сейчас европейские политики - центристы и левые - стали настаивать на необходимости решительного ответа на возникающие социальные вопросы. Общины низкооплачиваемых или безработных мигрантов ведь никто толком и не интегрировал в английское общество. Им просто выплачивали отступные, выдавая разного рода бонусы. Английское общество достаточно кастовое, иерархичное, жестко структурированное. Низы, которые там взбунтовались, хоть и получали разного рода пособия и социальные льготы, несмотря на это, так и оставались низами. Их социальный статус не мог сдвинуться, их положение было строго определено.
В России этого пока, к счастью, нет. Наше общество не так жестко структурировано и иерархизировано. У нас человек не приговорен пока так фатально оставаться в социальных низах.
Но потирать руки и говорить «у нас все благополучно!» было бы не верно. У нас очень много проблем, связанных с другой - мигрантской - стороной бунтов. Понятно, что при сегодняшнем наплыве мигрантов, культурно никак не перевариваемом в большом городе, лондонские бунты со временем не исключены. Мы видим, что нашим мигрантам как раз удобно существовать отдельно и самоутверждаться в тех привычках, которые часто совершенно немыслимы как в столице, так и в других российских городах.
Мне кажется, наши мигранты никак не стремятся связать себя с окружающей российской реальностью, наоборот, всячески отстаивают свою инаковость, часто агрессивно и варварски проявляя ее. А приехавший в Россию, но не знающий русского языка и не уважающий российскую культуру мигрант со временем станет готовым бойцом для уличных беспорядков. Причем бунт с хорошо осознанными требованиями и лозунгами вряд ли возможен, а вот бунт на основе хулиганства куда вероятнее. При этом надо понимать, что участвуют в такого рода бунтах не только мигранты, к ним легко примыкают обездоленные молодые и злые хулиганы с окраин.
Нужно ограничивать поток малоквалифицированной рабочей силы. Я только что вернулся из Киргизии: там большое количество хороших работников и большая тяга к России. Но наиболее образованные и квалифицированные как раз остаются, зато жители бедных южных районов, даже не знающие толком русского языка, валом валят в Россию. А наши чиновники и безответственный бизнес, игнорируя интересы российских работников, этому вовсю потворствуют. И, если это продолжится, могут настать такие времена, что европейский сценарий покажется нам цветочками».