Романс с саксофоном, или музыкальный код Челябинска

Общество
В минувшие выходные Челябинск порадовал. Музыкальным творческим потенциалом и желанием вернуть в поле зрения не войны и перемирие, а культуру как таковую и культуру чувств и эмоций. Это был вечер, где Есенин «зазвучал» под саксофон. В музыкальной эклектике инструментов и жанров открылся музыкальный код Челябинска-2014.

Это был вечер, посвященный творчеству Сергея Есенина в преломлении традиций и современных взглядов на музыку, поэзию и культурный вкус. Музыканты и меломаны Челябинска отметили День рождения поэта нестандартно, ярко, креативно.

«Мы открываем сезон под занавес особенного года. 2014-ый – Год Культуры, и без Есенина его программа была бы неполной, - прокомментировала идею организатор концерта Ирина Головина.- Нам хочется вновь и вновь обратиться к творчеству поэта, понять его смысл и гармонию через музыку. И если после таких концертов школьники будут с удовольствием учить стихи, а старшее поколение по-новому откроет томик Есенина - цель достигнута».

На счету артистки Челябинской филармонии – пианистки Ирины Головиной много ярких и интересных программ. Есенинская же стала особенной. В этом концерте Головина совместила различие жанров, многообразие голосов и творческих потенциалов музыкантов и солистов города. Челябинская музыка и челябинские голоса удивительно гармонично вплелись в творчество Есенина и подарили два часа хорошей музыки. Одним из ярких авторов концерта стал композитор Владимир Ошеров. Он написал музыку к трём романсам по произведениям русского поэта.

«Ирина Головина – прекрасный концертмейстер, дипломант международных конкурсов, талантливейшая пианистка, - поделился впечатлением Владимир Ошеров. - С концертом Есенина мы смогли увидеть в Ирине Геннадьевне еще и общественного деятеля, человека, который умеет консолидировать вокруг себя творчество и таланты, умеет находить среди молодёжи особенных исполнителей и органично и талантливо «вплетать» их в творческий процесс».

А еще это был романс с саксофоном. И в этом инструменте Сергей Есенин «звучал» и радовал. Еще одна творческая находка Ирины Головиной – молодая исполнительница Анастасия Рубцова. Изюминка и ноу-хау есенинского вечера, Анастасия заставила русскую классику раскрыться через саксофон. Специально для есенинской программы Ирина Головина выбрала музыку Скрябина и обработала его произведение под Настин саксофон. Вместе с Головиной 16-летняя исполнительница работает уже седьмой год. Под её эгидой Анастасия Рубцова уже не раз завоевывала сердца жюри различных международных конкурсов, но выступать с творческими, талантливыми музыкантами на челябинской сцене, как призналась Настя, особенно интересно.

«Мой папа сказал, что приходит на такие концерты послушать душу, - для Анастасии Рубцовой это особенная похвала. – Я очень рада, что Ирина Геннадьевна приглашает участвовать в своих проектах. Здесь чувствуешь себя на равных с мэтрами сцены. А это и не только большая радость, но и ответственность – такие программы заставляют совершенствоваться и развиваться. Получить же совет от известных музыкантов, их напутствие – очень большое вдохновение».

И, действительно, Есенин «зазвучал» как-то по-особенному современно, красиво и уникально. Челябинские голоса Марьяны Бабинцевой, Николая Игнатьева и Бориса Цыпышева придали творчеству поэта свой шарм. Масштабный, великий – впрочем, как и сам поэт. Не могла не вспомнить прошлогодний маразм, когда в Ставрополе краевая прокуратура потребовала убрать книги Набокова и Есенина из школьных библиотек. Люди в погонах нашли в их произведениях мистику и эротику. А музыканты Челябинска в который раз «прочли» Есенина через работу ума и сердца. Лично я себя поймала на мысли: а ведь без катарсиса не обошлось! «Жив и я. Привет тебе, привет» - баритон Цыпышева заставил зал аплодировать и скандировать. Это было реально сильно! А после Борис Васильевич даже пошутил: «Да, Челябинск – суровый город, но не настолько…».

********

В качестве послесловия. Как-то лет десять, а то и больше назад, в издательстве «Аркаим» вышел «Пушкин и Джаз». Это была нестандартная книга местных печатников, и она тогда открыла для меня новые горизонты размышлений. Пушкин – это наше все, и к этому мы привыкли! Но причем тут джаз?! А это тонкий намек на вполне объемное понятие. Из имени Пушкина умело когда-то конструировали миф, где Александр Сергеевич – гений и самый лучший и русский из поэтов. Современность же наших дней пошла на деконструкцию этого мифа. Мы ведь не любим культов и всегда им сильно сопротивляемся. Так, у Хармса Пушкин стал идиотом и отцом идиотов, в другой миниатюре Пушкин непрерывно спотыкался об Гоголя, а Михаил Булгаков подметил, что АС - универсальный ответ на сложный вопрос. Кто поменяет лампочку? Правильный ответ — Пушкин. Так вот Есенину таких мифов и анекдотов избежать практически удалось. А челябинские музыканты в глазах своих современников подняли имя поэта-имажиниста еще на одну высокую ступеньку. И здорово, что в таких концертах можно увидеть не только музыкальный, но и культурный код города.

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий