До 1994 года в Областной Совет народных депутатов Челябинской области избиралось 200 представителей. Свое наименование - Законодательное собрание - этот орган власти получил несколько позже в новейшей истории России. В 1994 году выборный орган представительной власти Южного Урала стал называться Челябинская областная Дума.
С 1994 года изменилось количество депутатских мандатов в законодательном органе региона. Количество депутатских мест стало не 200 (двести), как было в Областном Совете народных депутатов, а значительно сократилось. В новую Челябинскую областную Думу в 1994 году избирается всего лишь 15 (пятнадцать) депутатов.
С начала 2000-х годов Челябинская областная Дума опять получает новое название. В наше время Законодательное собрание (ЗСО) состоит уже из 60-ти избранников, половина из которых избирается по партийным спискам, а половина - по одномандатным округам.
Как показывает жизнь, если остановить на улице добропорядочного местного обывателя, то он вряд ли сможет, наверное, с ходу назвать вам фамилии и имена, хотя бы, трех-четырех депутатов из Законодательного собрания Челябинской области. Обыватель их попросту не знает.
Миасс и Копейск. Уровень частных консультаций
Город Миасс на карте Челябинской облати занимает особое природное “место силы”. Территория единого Миасского городского округа простирается вдоль отрогов Ильменского хребта от населенного пункта Ленинск до села Ново-Андреевка. Если ехать на легковой машине, то на спидометре вашего автомобиля получится, не много ни мало, чуть меньше ста километров. Огромную территорию муниципального образования в законодательном органе МГО представляют лишь 26 человек.
Город Копейск в Челябинской области - город трудовой славы с 1929 года. Копейск входит в челябинскую муниципальную агломерацию. Территория города-спутника большой “подковой” огибает границы столицы Южного Урала. И длина этой вытянутой “муниципальной шахтерской подковы” - 88 (восемьдесят восемь) километров на карте области. А в Копейском муниципальном собрании депутатов всего лишь 25 народных избранников.
Без калькулятора можно сосчитать, что для принятия любого решения в собраниях депутатов Копейска и Миасса достаточно всего лишь 14 (четырнадцать) голосов муниципальных депутатов. Наверное, не должно быть так, что всего лишь четырнадцать человек в удобном приватном месте, в частном порядке, смогут договориться о принятии или саботировании нужного решения в повестке дня.
Российская нация. Подготовка предложений на местах
Не так давно, на прошедшем расширенном заседании в Астрахани, Президент РФ Владимир Путин поручил актуализировать и ускорить разработку большого и важного закона “О Российской нации”. Необходимость принятия такого концептуального документа для жизни государства назрела не вчера.
Не надо забывать, что нация и государство это разные понятия. И понятие “государство” входит в развернутое понятие “нация” отдельным блоком. Наглядным примером для понимания важности уровня градации таких дефиниций служит деятельность Организации Объединенных Наций (ООН). Обратите внимание на название ООН. Не организация Объединенных Государств, а Организация Объединенных Наций.
Конечно, самый важный пример в разговоре о современных нациях - это фундаментальное понятие “советский народ”. Именно СОВЕТСКИЙ НАРОД победил в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. И как бы мы не оценивали многогранный опыт СССР, никто не будет отрицать тот факт, что в 15-ти Республиках СССР проживал СОВЕТСКИЙ НАРОД. А государство было построено из содружества республиканских образований.
Депутатские сообщества. Представительная власть российской нации
“Местное самоуправление осуществлется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно”. Такие слова написаны в действующей Конституции РФ. Получается, что местное самоуправление - это форма политической культуры управления российской нацией.
Муниципальные депутаты - выборные представители от российской нации в органах местного самоуправления. И каждый из них в своих округах, по житейской сути, решает насущные злободневные задачи нашей каждодневной жизни в этом государстве. Именно поэтому, так важно обеспечить оптимальное соотношение населения и наших представителей в органах местного самоуправления. Чтобы исключить возможности для появления скрытых саботажников и “групповщины” в принципиальных вопросах.
Можно говорить разное о реформе МСУ. Пример города Челябинска уже войдет в новейшую историю России. И не только как образец смелой реформы местного самоуправления в муниципалитете. Город решился и изменил численное представительство депутатов местного самоуправления. Сегодня в Челябинске 170 районных депутатов. Плюс -избранные из районных представителей 48 депутатов в Городской Думе.
Простому обывателю должно быть не наплевать, кто представляет его интересы в представительном органе власти. Здравый смысл подсказывает, что старое деление на “десятников” и “сотников” родилось не на пустом месте. И совсем не случайно, что в начале 2000-х годов был принят закон “О политических партиях”. По замыслу законодателя подразумевалось, что эпицентр предвыборной борьбы за места в представительных органах власти переместится в местные ячейки политических партий.
Технологии 1.0 постепенно уступают место технологиям 2.0. Существует общеизвестный факт. В первых партийных билетах политической партии “Единая Россия” были вмонтированы магнитные чипы. На уровне простого члена партии была предусмотрена возможность участия в электронных внутрипартийных мероприятиях.
Любые “праймериз” или внутрипартийные референдумы задумывалось проводить в on-line режиме. Любой член партии “Единая Россия”, от Калининграда до Находки, мог бы своим партийным “ключом” участвовать в политической жизни партии, как в границах своего муниципалитета, так и всего государства.
XXI век использует и “ламповые” изобретения прошлого века и технологии 2.0 в управлении общественными процессами. Изменилась скорость протекания времени в жизни отдельного субъекта нации. Организованные сообщества депутатов - очередная страница в истории российского парламентаризма. Это лишнее доказательство отсутствия реальной конкуренции внутри российских политических систем и предвестник новых изменений.
Любые выборы - это “тренировка мускулов” в политической структуре. Ещё это и социальный лифт для молодых членов любой политической системы. Ответственная работа депутатом на любом уровне - это живая площадка для деятельности в интересах всей нации. И совсем плохо, когда такая возможность превращается на муниципальном и региональном уровне в заботу о корпоративных интересах организованного депутатского сообщества.