Правительством Российской Федерации обнародовано распоряжение об утверждении предлагаемой схемой территориального планирования РФ в области энергетики. В документе указывается, что строительство Южноуральской атомной электростанции планируется завершить к 2030 году.
Необходимость строительства АЭС, мощность которого должна составить 1200 МВт, обосновывается покрытием дефицита энергобаланса Челябинской области.
Помимо Южного Урала, планируется построить еще семь атомных электростанций в других областях: в Свердловской, Нижегородской, Костромской, Смоленской, Мурманской и Томской областях и Татарстане.
Против возведения в Челябинской области подобного объекта активно выступают экологи. По мнению председателя общественного движения «За природу» Андрея Талевлина, строительство в Челябинской области АЭС 1 БН-1200 грозит опасностью. Впрочем, Талевлин сомневается, что проект будет реализован
«Таких распоряжений было много. Лет 5-6 назад мы обжаловали такое решение правительства о строительстве Южноуральской атомной электростанции в Верховном суде. Вспоминая историю, хочу напомнить, что атомную станцию хотели построить еще в 1980-ых годах, а в марте 1991 года был референдум, где жители Челябинска высказались против Южноуральской АЭС, но теперь она поступает в различные проекты. Но на самом деле проектирования до сих пор не ведется. Еще лет 10 назад сказали, что строить на том месте, где ее изначально планировали, нельзя, а нового места так и не выбрали.
С технической точки зрения построить такую станцию очень сложно. Тем более это реактор БН (на быстрых нейтронах). У нас два БН в настоящее время в России построено. Это БН-600, который работает на Белоярской атомной станции, и БН-800, который там же пытаются запустить. К слову, его строительство шло 30 лет, но он так и не пущен в энергетическую мощность.
К тому же, БН – реактор очень дорогой и опасный. В качестве теплоносителя там используется жидкий металл: или натрий, или свинец. Натрий горит. На таких реакторах риск аварии выше – и это плохо с точки зрения атомной безопасности. У нас итак хватает радиационных объектов, с ними надо что-то решать. Новый объект усилит опасность».
Андрей Талевлин полагает, что отыскать новое место для размещения АЭС будет трудно. Это связно с тем, что в области наблюдается дефицит питьевых источников. Водоема с необходимым крупным объемом может и не найтись.