Олег Кашин известен своими материалами на тему политики, митингов, забастовок. Он не боялся писать и доносить информацию до людей, за что бы включен в список опальных журналистов. «После его статей всегда оставались недовольные» – подтверждают коллеги. Последнее сообщение в его блоге - утро, 10:34 - о том, что в Москве незаконно сносят ларьки. За ларьки его так? Хулиганье.
Олег Кашин был избит в Москве в ночь на субботу. Нападение на журналиста произошло во дворе его дома около 0:30, Кашина поджидали двое неизвестных. В сети появился ролик избиения. Где четко видно, что нападавших было двое. Удары наносили металлическим прутом. Журналист был госпитализирован с многочисленными травмами. Врачи зафиксировали у него переломы верхней и нижней челюстей, обеих голеней, сотрясение головного мозга и травматический отрыв фаланг пальцев. Кашину сделали несколько серьезных операций. Пришлось ампутировать фалангу мизинца. Сейчас он находится в среднетяжелом состоянии, его ввели в искусственную кому. Жена Олега сообщает в Твиттере о состоянии мужа. Как сообщают коллеги журналиста, характер травм указывает на профессиональную деятельность Кашина - чтобы не думал, не говорил, не писал и не ходил. Из личных вещей ничего не пропало, дорогой телефон и бумажник остались при нем.
Олег Кашин сотрудничал со многими изданиями, его конек - это политическая журналистика. В одном из интервью, Кашин говорил: "Важно не дружить с теми, о ком ты пишешь". Его не любили многие, и, возможно, боялись.
Ему пытались запрещать доступ к информации. Так, в середине октября "Коммерсант" писал, что Кашина не пустили на встречу президента России Дмитрия Медведева с рокерами, так как после задержания на "Марше несогласных" в 2007 году корреспондент находится в "черном списке" ФСО. Именно Кашин взял интервью у одного из участников погрома в администрации подмосковных Химок 28 июля 2010 года. Тогда несколько десятков (по другим данным, сотен) человек приехали на электричке из Москвы, разгромили административное здание, расписали стены, прошли толпой по улицам города и вернулись в столицу. В августе в редакцию газеты приходила милиция и требовала предоставить им содержимое рабочей электронной почты журналиста.
Последнее место работы Кашина "Коммерсант", где писал и будет писать про митинги, акции протеста, марши несогласных, молодежные политические объединения, а также освещал деятельность президента РФ Дмитрия Медведева.
Люди вышли на митинг в поддержку. В блоге на 10 страницах пишут «Выздоравливай скорее» и желают мести обидчикам.
В одном из интервью, Олега спросили: "Как ты относишься к убийствам журналистов, к мифу о том, что это опасная профессия?". Он ответил с юмором: "Когда я только-только устроился в "Коммерсантъ", и у меня вышло три, что ли, заметки - о ситуации в турбизнесе на египетском направлении, о перекрытии движения по какой-то улице и о драке жителей дома со строителями, которые что-то строили во дворе, - так вот, как раз в те дни какой-то хулиган в темном парке ударил меня бутылкой по голове, желая отобрать мой мобильный телефон. Я убежал от этого хулигана, добрался до компьютера и написал в ЖЖ: Очередное нападение на журналиста! Ушиблен бутылкой по голове автор смелых статей о строительстве и дорожном движении Олег Кашин! Возмутительное наступление на свободу слова! Конечно, чаще всего "опасность профессии" к этому и сводится. И часто бывает стыдно слушать, как на эту опасность списывают абсолютно бытовые эпизоды вроде знаменитой истории с молдаванином, убившим репортера НТВ. Такого рода эпизоды приведут к тому, что, если вдруг наша профессия станет по-настоящему опасной, в это просто никто не поверит".
И буквально вчера читала информацию о убитом журналисте Илье Зимине (НТВ). Журналисты, убитые за дело. Анна Политковская из "Новой газеты", Владислав Листьев. Сколько еще журналистов должно умереть, чтобы мы жили в правовом государстве. Политика и палки. Страх и ненависть течет в жилах несогласных. Общественный резонанс вызвало это громкое дело. Не так давно мы отмечали день памяти Анны Плитковской. И вот новое дело. Слава богу, Кашин жив. Не известно его дальнейшее состояние. Все ждут и надеются на чудо. Олег обязательно поправится.
Решила поднять статистику убитых журналистов. В поисковике выходит целый список. Под каждой фамилией мы читаем – убит. Первая смерть этого списка – 1993 года. Потом десяток смертей в один день и место смерти одно – Останкино. Братская могила. Останки. Смерть. Все переплетается. Статистика показывает в год не менее 10 человек. Разве так у нас строится правовое государство?
Последняя запись:
25 июня — Дмитрий Оккерт, журналист канала «Эксперт ТВ». Москва. Был зверски убит в собственной квартире. На теле убитого было обнаружено около 30 ножевых ранений. Гендиректор холдинга «Эксперт» Валерий Фадеев считает, что профессиональная деятельность не была причиной убийства его коллеги. Убийство.
Наш земляк. Уроженец Еманжелинска. В 2006 году он окончил факультет журналистики ЧелГУ. Профессиональную карьеру после первых шагов в телекомпании родного города начал на 31-м канале Челябинска. С декабря 2003 по июнь 2005 года работал корреспондентом ГТРК «Южный Урал». Затем перебрался в Москву и до марта 2006-го был корреспондентом программы «Вести». Позже перешел на НТВ в программу «Максимум». Был автором документального кино на РЕН ТВ, а с декабря 2008 года наряду с Яной Чуриковой работал ведущим новостей на столичном телеканале «Эксперт».
В последнее время у него все складывалось более чем удачно: престижная работа, высокий доход, круг друзей, состоящий из весьма известных персон. Друзья и коллеги Оккерта отмечают, что за ним не водилось никаких вредных привычек вроде пристрастий к алкоголю или наркотикам, которые могли бы толкнуть на суицид.
Прочитала только что, разрыдалась. Учились вместе, он тремя курсами старше. Всегда смотрела на него с восхищением, уже тогда было ясно, что далеко пойдет. Если есть такое понятие кумиры, то он был моим кумиром. Мне очень хотелось с ним подружиться. Сначала в вузе на переменках пыталась подойти, потом на работе, на стажировке. Он из тех людей, кто располагал к себе, к нему тянулись. Всегда жизнерадостный, живой. Однажды нам, студентам, проводили экскурсию по ЧГТРК, Платонов познакомил с Димкой, называя его балбесом. А через месяц Димка уехал в Москву. Его очень любили. Я завидовала его профессионализму, хотела познакомиться поближе, быть такой же.
На следующий день после экскурсии на ЧГТРК, я для газеты делала материал, и он там был - снимали кастинг на программу "Народный артист" в ДК ЖД. Я увидела его и сразу к нему подошла. Помнишь меня? Мы вчера у вас были. Он: конечно. Было приятно. На кастинге было много народа, и невозможно было пройти через общий вход, я показала ему черный вход. Потом в сюжет вошел кадр, где ребята распевались в туалете возле черного входа. Было приятно осознавать, что я ему чем-то помогла. У меня не было никаких удостоверений журналиста, поэтому ходила за их съемочной группой, мы с ним договорились, что я их стажер, чтобы меня не выставили за дверь.
Потом он уехал в Москву. Все удачно складывалось. Я постоянно родителям говорила: Смотрите, это наш Димка Оккерт, молодец, наш выпускник.
Жалко его. Жалко молодых. И больше всего жалко тех, кого знаешь лично!
7 ноября журналисты начали сбор подписей под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с требованием назвать и наказать виновных в избиении журналиста газеты "Коммерсант" Олега Кашина. «Со дня убийства Владислава Листьева прошло 15 лет. Анна Политковская была убита четыре года назад. Редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов изувечен в ноябре позапрошлого года. Эти преступления не раскрыты до сих пор», — напоминают журналисты.
Авторы обращения утверждают, что «право журналиста нормально исполнять свои обязанности и не чувствовать страха за свою жизнь» является неотъемлемой гарантией свободы слова. Поэтому необходимо, чтобы расследование дела Кашина было доведено до конца. Виновники должны быть названы и наказаны. Необходимо довести до конца расследования по делам Политковской и Бекетова. «Только в этом году в России были убиты восемь, совершены нападения на 40 представителей прессы", - сказано в документе. «Мы просим приложить усилия для того, чтобы заработала 144-я статья УК о наказании за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», — потребовали коллеги избитого сотрудника "Коммерсанта".
Тем временем в Махачкале начались тренинги по самообороне для журналистов.
Марьям Абдрахманова