Памятник чехословацким легионерам установили в центре Челябинска.
Кто и как выбирал место для памятника неизвестно, ибо памятники возводят в мемориальных местах, а на железнодорожных вокзалах в приличном обществе устанавливают памятные доски. В Челябинске памятник установлен на вокзале.
По обыкновению неизвестно, кто из чиновников и искусствоведов принимал решение о том, что дорогой обелиск будет постоянно находиться недалеко от вокзала - средства массовой информации и официальные лица хранят молчание. «Линейные» челябинские полицейские просыпаются с головной болью, как обеспечить порядок на международном ритуальном объекте без сметы и выделенных под это новых штатных единиц?
Министерство образования Челябинской области не знает, что будут рассказывать педагоги детям при проведении экскурсий к международному символу памяти и покаяния русских за свою историю. Действительно о ком, и о чем рассказывать челябинским педагогам любознательным школьникам, про непонятную до сих пор, малоизвестную, историю «чехословацкого следа» на уральской земле?
Предлагаю рассказать о судьбе Сергея Николаевича Войцеховского.
Этот русский офицер, с именным офицерским наганом в генштабовской кобуре, тихим голосом отдавал приказы чехословакам в Челябинске и Екатеринбурге. Группа войск под его командованием, куда входил и Челябинский 196-й Инсарский полк, называлась с середины 1918 года - Уральской. История ждет своего писателя, по моему мнению, памятник простым солдатам-чехословакам в Челябинске лучше всего будет представлять памятник этому человеку.
Судьба честного русского офицера намертво скреплена с судьбой военных формирований составленных из чехословацких военнопленных. Показать, рассказать и понять события тех опасных годов проще через призму воспитания наших детей. На примере судьбы русского офицера, выпускника Академии Генерального Штаба. Пример офицера Войцеховского, для меня представляет наглядный пример для воспитания духа любви к своей Родине, к своей Армии, к своей истории.
Проект установки дорогого памятника чехословацким легионерам на челябинском вокзале не обсуждался в сообществе городских обывателей, историков, педагогов и краеведов.
Челябинских ветеранов войны и труда не спросили. Офицеров Челябинского танкового училища не вспомнили. С нами, офицерами действующего резерва, не посоветовались.
Власти города Челябинска не спросили мнения жителей, устраивает ли нас коммерческая деятельность Министерства обороны РФ, которое совместно с коммерческой Военно-мемориальной компанией ведёт бизнес-работу по обустройству мемориалов чехословацким легионерам, причем явно игнорирует восстановление памятников погибшим от рук чехословацких военных наших сограждан?
Время все расставит по местам. Что сделано, то сделано.
А для нас это ещё один повод вспомнить нашу историю.
Историю делают люди.
Справка: Список наград русского офицера Войцеховского С.Н.
Награды
Орден Святого Станислава 3-й степени (1912, за успешное окончание Николаевской академии Генерального штаба).
Мечи и бант к ордену Святого Станислава 3-й степени (1916).
Орден Святой Анны 4-й степени «За храбрость» (1915).
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1915)
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1915).
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1915).
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1916).
Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (1919)
Орден Святого Георгия 4-й степени (1919).
Орден Святого Георгия 3-й степени (1919).
Знак отличия Военного ордена «За Великий Сибирский поход» 1-й степени (№ 1; 1920).
Военный крест (Чехословакия, 1919).
Орден Сокола 1-й степени с мечами (Чехословакия).
Офицерский крест ордена Почётного легиона (Франция, 1926).
Командорский крест ордена Почётного легиона 3-й степени (Франция, 1929).
Орден Святого Саввы 2-й степени (Югославия, 1929).
Орден Святого Саввы 1-й степени (Югославия, 1930).
Орден Короны 1-й степени (Югославия, 1937).
Орден Звезды 1-й степени (Румыния, 1937).
Орден Белого льва за военные заслуги 3-й степени (награждён посмертно 28 октября 1997 указом президента Чехии Вацлава Гавела).
Наночастица челябинской совести
Общество18 октября 2011 18:42
25 мая 1918 года Лейба Давидович Троцкий продиктовал телеграмму: «Любой чехословак, который будет пойман с оружием на линии железной дороги, должен быть расстрелян на месте".
Новости рубрики
В других городах поступили мудрее. Поставили памятник на кладбище, а не в центре города. В Ебурге за такой памятник получили миллиард евро, а что же наши получили?
Чехословацкий легион в Челябинске. В начале 20 века на Южном Урале находились тысячи чешских солдат. Они сражались на стороне России в Первой мировой войне и после ее завершения отправились на Дальний Восток, чтобы через океан переправиться в Европу. Только в Челябинске было расквартировано 11 тысяч человек, рассказывает краевед, военный историк Геннадий Каннинский.
"В составе чехов были и художники, и скульпторы, и архитекторы, и строители. Приятные обходительные молодые люди. В каждом полку были оркестр, театр. Ежедневно на Переселенческом пункте играет оркестр, устраиваются танцы. Все местные девчата были завсегдатаи этих танцев. Очень многие женщины челябинские повыходили замуж. Кстати сказать, знаменитый чешский писатель Ярослав Гашек женился здесь, в Челябинске".
Однако в мае 1918 года в Челябинске произошли поистине трагические события, в которые оказались втянуты солдаты из Чехии.
"Советские власти постоянно хотели перетянуть их на свою сторону. Когда они убедились, что по-хорошему не получается, начались репрессии. Чехи об этом узнали. В результате у них был один выход - достать каким-то образом оружие с целью обеспечения собственной безопасности и пробиваться на восток. Они ни за белых были, и ни за красных. Оружие было в Челябинске в одном месте - это красные казармы, территория бывшего Челябинского автомобильного училища. Там находилось два полка красной армии, которые укомплектованы были мадьярами".
Усиленная рота в 150 человек провела спецоперацию и захватила казармы, где располагались 3 тысячи солдат. Челябинцы восприняли эти события как освобождение города от мадьярского засилья.
"Жители Челябинска терпели всяческие притеснения. Были реквизиции, были бесчинства со стороны мадьяр. И местным жителям очень не нравилось, как они себя здесь вели. Пьянствовали, хулиганили, грабили лавки. Когда чехословацкий отряд взял красные казармы, а было это в ночь, так женщин легкого поведения вывели оттуда несколько десятков".
В результате столкновений около 300 чехов погибли. Похоронили их с почестями на Казанско-Богородицком кладбище и установили мемориал, деньги на который собирали всем миром.
"Южный бульвар, ныне проспект Ленина с одной стороны, с другой стороны улица Тимирязева. Это с севера и с юга ограничено. С запада и востока - улицы Цвилинга и Свободы. Вот в этом квартале начали хоронить чехов. Сам мемориал находился по проспекту Ленина, 53. Это дом, где раньше на первом этаже был магазин "Ритм", ближе к проспекту Ленина, на том месте, где сейчас остановка общественного транспорта".
Но простоял мемориал меньше года. Затем его снесли, а на месте кладбища разбили жилые кварталы. Чешские солдаты тем временем продвигались дальше на восток. Последний легионер покинул Россию в 1920 году.
про Гашека тоже Канинский рассказал? пруфлинк, плз! Очень любопытно взглянуть.