Когда ребенок может засудить

Общество

Государственная Дума на пленарном заседании 08.10.2010 решила снять с рассмотрения законопроект второго чтения о создании ювенальных судов в России

 

Новая практика для российской почвы – ювенальные суды. На протяжении последних нескольких лет на Западе прокатилась волна защиты интересов детей. Так, например, на одном из судов заключили, что мать – это всего лишь, организм, родивший ребенка. По сути, роль матери свели исключительно к вынашиванию и рождению плода. Дальше больше, в каждой школе появились специальных люди, которым ребенок может пожаловаться. Из детей выращивают граждан, знающих свои права. С одной стороны - это хорошо, но с другой - порой доходит до маразма, когда дети засуживают родителей из-за шлепка за провинность или приказа прекратить капризничать.


Инициаторы введения ювенальных судов говорят, что ребенок предоставлен сам себе. Система защиты прав детей у нас уже создана. Существует Семейный кодекс, права ребенка защищены законодательством, работают отделы опеки и попечительства, есть Комиссии по делам несовершеннолетних. Практически вся государственная машина направлена на защиту прав ребенка. Опять же, все конвенции мы подписали. Это ведомственная, организационная суета, но никак не система защиты прав детей. Система защиты прав детей - это когда ребенок с его судьбой, с его трагедией, с его болью находится в центре неких процессов. Прежде всего, правовых, социальных и реабилитационных процессов. Когда судьба ребенка становится основой для понимания того, что происходит и с самим ребенком, и вокруг ребенка, и с тем, что называется социальной политикой в отношении несовершеннолетних.

В Челябинске недавно был назначен свой О?мбудсмен. Им стал Алексей Севостьянов, видный юрист Челябинской области. На федеральном уровне с 1 сентября 2009 года учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Сейчас на эту должность назначен Павел Астахов. 1 октября 2010 года учреждена должность Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансовый Омбудсмен). На роль примирителя между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами назначен Павел Алексеевич Медведев.

С другой стороны, мы воспитываем доносчиков. Когда каждый  ребенок может позвонить и рассказать о своем товарище. Мне это напоминает систему доносов КГБ или знаменитого пионера-героя Павлика Морозова, который донес на своих родителей. Теперь каждый ребенок сможет донести на своего родителя.

Эксперты заявляют, что та модель, так называемой “ювенальной юстиции”, которую нам навязывают сегодня, ярко продемонстрировала свои негативные стороны в развитых странах Запада. Если вкратце проанализировать европейский опыт, нетрудно заметить, что речь идет о полном разрушении традиционных семейных устоев.

Еще в 2000-м году под давлением экспертов, правительство Франции поручило провести расследование, результаты которого повергли общество в шок. В итоговом докладе, в частности, говорилось: “Социальные работники и судьи имеют полную, безграничную власть над судьбой ребенка. Сотрудники социальных служб часто отнимали детей по анонимным телефонным звонкам, полагая, что та или иная семья в опасности”.

Практика показывает, что с введением ювенальных судов неизбежно растет уровень коррупции – родители готовы отдать последнее ради того, чтобы их не разлучили с детьми. В свою очередь агенты социальных служб и приемные семьи материально заинтересованы в том, чтобы росли количественные показатели по изъятию детей. При этом никто не спрашивает детей, хотят они жить с родителями или нет. Вот и получается, что дети «играют во взрослых», не думая о последствиях.

Это ведет к тому, что родительских прав лишают по пустякам – за ребенка, оставленного дома одного на полчаса, например. В школах появляются омбудсмены, усилиями которых авторитет преподавателей полностью уничтожается. Ради надуманной “свободы выбора” для подростков из воспитательного процесса полностью изымаются ограничительные меры – внушения и наказания. В итоге растет уровень криминализации, неуправляемости и психопатии среди подростков. Поводом для вмешательства в дела семьи также может стать так называемая “трудная жизненная ситуация” – болезнь или потеря работы хотя бы одним из родителей. В наших условиях под это определение можно подвести абсолютное большинство семей. Какие обороты это примет в России, страшно даже представить.

В России такой опыт практикуется уже в некоторых городах. В Перми, например, запущен проект по отслеживанию “неблагополучных” семей с последующим вмешательством органов опеки. На одном из сайтов студентам предлагается подработать соглядатаями. За ребенка до 7 лет предлагается 450 рублей, старше – 350. Впрочем, стоит ли удивляться, что для авторов скандального законопроекта о введении ювенальной юстиции в России ребенок, находящийся в утробе матери, является всего-навсего “продуктом зачатия”?».

Не все веяния с Запада приживаются в России. Это факт. Если мы введем в наших школах ювенальные суды, то многие родители могут попасть за решетку или платить солидные штрафы. Государство создает новые рабочие места, популяризирует профессию социального педагога, психолога, юриста, следователя и прочих. Разлучив ребенка с родителями, куда направлять детей? Наверное, будут созданы специальные дома, потому что детские дома переполнены, а это опять-таки новые рабочие места, начиная от уборщицы бабы Дуси, заканчивая важным директором Павлом Петровичем. Мы рушим представления о семье. Конечно, нельзя оставлять детей наедине с асоциальными личностями, но мать – это мать, как и отец – это отец. Они должны принимать участие в воспитании своих детей. Даже, если воспринимать родителей исключительно как инструменты создания человека, не стоит забывать о генах и наследственности.

Мне вспомнился случай, когда одна знакомая поссорилась с матерью. Я начала внимательно читать законодательство. Но моей «подзащитной» на тот момент было 19 лет, в ее случае «детские» законы недействительны. Однако, на глаза попались интересные статьи из Семейного кодекса РФ.

 

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Другая статья оказалась не менее интересной.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

 - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

 - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

 - злоупотребляют своими родительскими правами;

 - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

 - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

 - совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

В категорию «психическое насилие» можно при желании подвести все, что угодно, начиная от домашнего ареста (ограничение свободы передвижения), невыдачи денег на карманные расходы, заканчивая невинным замечанием по поводу внешнего вида и поведения.

Споры о ювенальных судах продолжаются. Несмотря на отклонение слушания в Государственной Думе, омбудсмены незаметно появляются в школах, финансовый омбудсмен проник в банки. Если мы решили жить по модели Запада, не стоит забывать, что Россия, все-таки не Запад, как бы некоторым хотелось.

Марьям Абдрахманова

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий