Долги – как показатель болезни экономики предприятий и регионов.

Общество
Олег Московский: "С развитием технологий характер мошеннических действий перешел из кредитного бума в инвестиционный. В данное время актуальны такие схемы, как «инвестиционный проект» или «инвестиционный проект на модернизацию промышленности»".

Олег Московский - руководитель общественно-экспертного совета «Комитет по управлению просроченной задолженностью».

MoskovOleg

Долги – это показатель болезни экономики. Профилактикой и лечением болезни на государственном уровне никто не занимается. Уровень долгов достаточно высок, чтобы на него обратили внимание как федеральные, так и региональные чиновники, т.к. это тоже показатель делового климата в стране. Серьезное увеличение долгов приводит либо к краху экономики, либо к беспорядкам и забастовкам, что также сказывается и на социальном волнении.

«Комитет по управлению просроченной задолженностью» - это площадка (созданная в 2010г. в г. Москва), на которой собираются эксперты различных специализаций – юристы, аудиторы, арбитражники, представители саморегулируемых организаций, законодательной и исполнительной власти, руководители промышленных и финансовых предприятий. Цель Комитета создать сообщество экспертов по долговой проблематике, чтобы эффективнее и оперативнее решать возникающие вопросы. В 2011-2012гг. мы активно вели работу по взаимодействию с Общественной Палатой РФ, ТПП РФ, в 2013 с ГД РФ. Это позволяет решать проблемы и конфликты бизнеса на другом уровне. Комитет проводит много различных мероприятий по профилактике и предупреждению долговой проблематики в регионах России: Красноярск, Екатеринбург, Оренбург - Орск, Челябинск, Москва, Крым (Симферополь-Севастополь).

Долги очень серьезные, сопоставимы с бюджетом регионов. Конечно, на фоне некоторых субъектов страны, Челябинская область не такой уж депрессивный регион. Приведу примеры долговой нагрузки по Свердловской, Челябинской областях и Красноярскому краю, где бюджеты от 100 млрд. руб. до 160 млрд. руб. Долги: промышленность 30-45 млрд. руб., налоги и сборы 20-25 млн. руб., кредитно-финансовый сектор 20-30 млрд. руб., ЖКХ 4-8 млрд. руб., энергетика 4-8 млрд. руб., также государственный и муниципальный долг от 10 до 50 млрд. Плюс у ФССП исполнительные листы почти на такую же сумму (!).

Долг не возникает из ниоткуда. У него есть своя природа. Это может быть и неэффективность менеджеров, коррупционная и криминальная составляющая, мошеннические схемы, нечистоплотность и асоциальное поведение кредитно-финансовых организаций. На последнем стоит остановиться подробнее. Банкиры недоговаривают (печатая мелким шрифтом важные условия в договоре), а заёмщики недопонимают. На этой почве возникает конфликт. Асоциальное поведение банков состоит в том, что они, порой, экономят на проверке и скоринге, а андеррайтеры неверно рассчитывают платежеспособность. Выстраивается схема: выдали кредит - образовалась просрочка - обратились в суд - возбудили исполнительное производство. В возврате долга банки используют государственный механизм, тем самым отвлекая на себя государственный ресурс.

Более важные процессуальные дела тормозятся, затрудняется исполнительное производство. Банкиры рисуют красивую картинку будущего для заемщика вместо разъяснений о возможности образования просроченной задолженности.

С развитием технологий характер мошеннических действий перешел из кредитного бума в инвестиционный. В промышленности очень много схем. Те же мошенники перешли на другой уровень. В данное время актуальны такие схемы, как «инвестиционный проект» или «инвестиционный проект на модернизацию промышленности». Приведу пример. Оренбургская область, город Орск. Завод по производству холодильников. Группа «умников», куда в том числе входил бывший министр одного из регионов, на площадке завода организовала Общество с ограниченной ответственностью (дальше – Общество), которое подпадает под признаки однодневности (например, по месту регистрации юридического адреса). По юридическому адресу ни офиса, ни столов ни стульев.Схема заключается в следующем. Общество приобретает линию по производству компрессоров для холодильников, модели, скажем, «ГАЗ 450». Имеют доступ к информации и зная, что модель «ГАЗ 450» по конвенции ООН в 2015 году будет запрещена к использованию. Соответственно, производство будет закрыто. Россия попадает под эту конвенцию. Но производители компрессоров скидывают свой товар как лом или за бесценок. Общество обращается в крупный банк с государственным участием, и убеждают его в перспективности данной линии, о рабочих местах, о налогах и пополнении бюджета . . . Но недоговаривают главного. Банк дает добро. Оборудование закупают, осуществляют доставку. Для обслуживания привлекается малый и средний бизнес (довести до места, монтаж, аренда спецтехники, инженерно-технический труд для наладки и пуска). Банк начинает переводить транши. Проходит 1-ый, 2-ой транш . . . На четвертом разыгрывается спор хозяйствующих субъектов межу ООО-шками- консалтинговыми компаниями, которые вели проект. Все разбегаются в стороны, начинается борьба в юридическом поле. Стоимость проекта 9 млрд. руб., из банка получено уже 7 млрд. руб. В итоге попадает бизнес, страдает имидж области.

Еще интересная схема. Ашинский металлургический завод. Уставные порядка 500 млн.руб. И есть некое предприятие - «прокладка-решало». Называется ООО «СПМ-М». Уставные «прокладки» - 10 000 руб. «Прокладка» приводит поставщика, с которым зачастую, кроме письменного договора действуют и устные договоренности. Не секрет, что по линии силовых структур у данной сделки есть куратор. Цена поставщика порядка 38 - 40 млн. руб. за оборудование, цена этого же оборудования на выходе из «прокладки» 60 млн. «Прокладка» - это некий рычаг воздействия на поставщика: можно и сдвинуть срок приема оборудования, и ограничить доступ на завод для монтажа, и затягивать с подписанием актов…». «Решало» обслуживают юристы без опознавательных знаков, ни члены ассоциаций, ни союзов (при просьбе назвать компанию, отвечают «просто представитель «решалы»). Это так называемые юридические террористы. У них одна цель – затягивать судебный процесс. Соответственно, если возникает конфликт между предпринимателем (поставщиком) и «прокладкой» - высока вероятность, что сделанная работа (поставленное оборудование) останутся без оплаты, и вымотают судебными тяжбами. И даже по решению суда в пользу предпринимателя взыскивать то будет нечего. Общество несет ответственность в размерах своего уставного капитала. И вы упретесь в пустое. Таким образом исполнительный лист не поможет вернуть деньги.

После обращения заказчика к нам мы начинаем своё расследование, очень тесно взаимодействуем со СПАРКом-Интерфакс, СКБ контуром, с надзорными органами, объединяем усилия с общественными организациями. Публикация фактов в СМИ и придание их огласке – это возможность повлиять на ход развития ситуации, и привлечь внимание к себе соответствующих структур.

Если видим, что это реальная мошенническая схема, то содействуем, в том числе, в заведении уголовного дела, помогаем в расследовании. Предпринимателю-заказчику разрабатываем рекомендации как дальше действовать.

Опыт нашей работы позволил нам разработать различные инструкции для предпринимателей по предупреждению рисков, а сейчас они очень высоки! Наша цель – предупредить бизнес, иначе окажешься в долговой яме!

В заключении, хотел бы призвать ваших читателей и экспертов: адвокаты, юристы, оценщики, аудиторы, арбитражники, финансисты, управленцы, специалисты по экономической безопасности/бизнес-разведке, медиаторы, коллекторы, полиграфологи, детективы и другие эксперты долгового рынка - объединиться на межрегиональной площадке «ПРОДОЛГ.РФ» которую мы планируем запустить в этом году в г. Челябинск, для создания «Территории доверия» и команды партнёров - единомышленников для разрешения долговых конфликтов в УрФО.

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий