Челябинская агломерация. Центр - авиабаза Шагол

Общество
Новая власть города и региона перед важным экзаменом. Зачет должен выставить народ и вынести свой вердикт: а могут ли эти парни в дорогих костюмах управлять хозяйством мегаполиса так, чтобы за эффективность и комфорт городской не пришлось краснеть и потеть. Исторические и современные параллели Челябинской агломерации – в нашем материале. 

Из истории мы знаем: при Екатерине II горожан записывали в мещане. Тогда же стала активно развиваться и урбанистика - города вырастали вокруг православных храмов и торговых посадских площадей, на перекрестках дорог и в удобных портовых бухтах. Казенные заводы и частные производства требовали рабочих рук. Деревню силой переселяли в город, приковывали к месту работой и занятостью. Церковь и кладбище всегда рядом - учет и контроль человеческих ресурсов. Интересный факт: академия наук во времена Екатерины II проводила опрос градоначальников российских городов. Один из вопросов звучал так: «В чем упражняются обыватели?» Дословный ответ: «Обыватели упражняются черной огородной работою». Чтобы прокормить город!

В СССР города строили уже не у церкви или ярмарки, а вокруг зданий обкомов или горкомов правящей партии. Правда, режимные объекты КПСС, как правило, на местах примыкали к центральной площади, где обязательно за жизнью в городе «следил» он - памятник главному идеологу мирового пролетариата. Владимир Ленин продолжал «жить» и «работать» в центре любого города, а по праздникам здесь собирались массовые народные демонстрации. Советская урбанистика была в те времена строгим партийным зданием, а памятник вождю и центральная площадь - символами политической власти в каждом городе могущественной державы. И Челябинск не был исключением, но так было не всегда. До революции в городе жизнь кипела вокруг 37 православных храмов, католического костела, мечети, и конечно, синагоги.

Города для людей. Сосновские очистные сооружения

Настала эра Водолея, и теперь градоначальники разных мастей знают: Челябинску не хватает воды! Город по активному балансу теперь находится в ВОДОДЕФИЦИТНОЙ власти. Цена питьевой воды для горожан не зависит от качества её в стакане и с каждым годом только растет. Город воду не экономит. Ливневые канализации сбрасывают дождевые стоки в реку Миасс. Вторичной переработкой воды и снега в Челябинске никто не занимается. Да и что там – об этом даже никто и не думает. А между тем Интернет дает потрясающие факты - результаты инженерных исследований американцев, которые уже десятки лет пытаются исследовать обычный квартирный унитаз! Звучит, вроде бы как анекдот из эстрадной юморески, но за ним янки пытаются решить глобально-важную проблему – экономию все той же воды, которая смывает в унитаз наши «сокровища».

В европейской Германии выпавший снег и ливневые стоки перерабатываются раздельно. С автомобильных дорог вода и снег идут на переработку в техническую воду. С чистых мест, с крыш зданий и жилых домов снег вывозят на специальные площадки - делают запасы воды на теплое время года. Есть старый анекдот про английский газон, которому, якобы, надо расти триста лет. Доля сермяжной правды в этом есть: в Челябинске нет ни газонного, ни паркового хозяйства. А между тем мегаполис задыхается без красивых клумб, газонов и парков в новом понимании. Где в каменных джунглях взять для этих, казалось бы, пустяшных целей плодородной земли? И еще один простой пример: каждый год в городах Германии закладывают в многолетний компост траву и опавшие листья, восстанавливают перегной и почву городских кварталов, парков и скверов – таким образом, убивая в старой, мертвой земле свинец и тяжелые металлы.

Индустриальный Челябинск из последних сил сохраняет памятники архитектуры советского периода. Областному центру требуется разгрузить административную часть города и сделать из него пешеходную зону. Старому Челябинску нужно сохранить культурное ядро, то место, куда можно ходить пешком с внуками, тихонько бродить как на экскурсии: заходить в театры, в музеи, в ретро-кафе и пивные с антуражем марксистского периода. Только современные урбанисты не учитывают, что зона пешеходной доступности в многомиллионном городе не должна ограничиваться одним пешеходным Арбатом. Мегаполис как магнит, он сам по себе притягателен для внутреннего туризма не только жителям из самой Челябинской области, но и людям из Казахстана, Башкирии, Тюмени, Екатеринбурга и Кургана.

И вот мнение эксперта – специалист по внутреннему туризму Александр Толмачев публично поделился мыслями и планами: «Поток въездного туризма в Челябинскую область достаточно высокий. Но большая часть туристов приезжает по наигранным «серым» схемам. Едут, в основном, в наши природные памятники в летнее время, хотя, без сомнения, многим было бы интересно посмотреть и индустриальный Челябинск. Не надо везти людей сразу в Карабаш, покажите им белую металлургию - стан 239, сводите в новый краеведческий музей, в театр, на арену «Трактор». Покатайте над городом на вертолете...».

Инвестиционная привлекательность. Залог судьбы территории

Главным направлением работы ЦК КПСС в нелегкие послевоенные годы была кадровая политика. Например, в Челябинской области если секретарь обкома КПСС выбирался из металлургов, то секретарь горкома - из машиностроителей или строителей, но чаще всего, из числа партийцев ЧТЗ. ЦК партии четко понимал, что ребята с одинаковыми партбилетами, но «о-го-род» у них разный. Ну, в смысле кадровой обоймы, которая стоит за каждым номенклатурным работником. Ротация руководящих кадров шла непрерывно, в спину «дышал» комсомол целинных сельских территорий, Магнитка, Сатка, Челябинск, Кунашак и закрытые «почтовые ящики» - неиссякаемый кадровый резерв партии.

Пролетели годы. Сильную идеологию заменили избирательные технологии. ?Сегодня горожане уже не смогут прочитать в планировке старых кварталов и улиц напоминаний о том, что концепция развития родного города разрабатывалась на 30 лет вперед с учетом жизнедеятельности индустриальных районов Танкограда. Достоверная информация - центр города Челябинска проектировали архитекторы из блокадного Ленинграда. Кто не знает: в годы войны у нас проживало около 10 000 эвакуированных блокадников.

В 70-ые годы ХХ века у Челябинска появилась возможность получить фонды и деньги на постройку нового здания для облисполкома (аналог областной администрации). А старое здание облисполкома, огражденное каменной монастырской оградой духовного училища на улице Самуила Цвиллинга, планировали отдать чиновникам городской администрации. Территория для строительства нового административного комплекса областной администрации была зарезервирована совсем недалеко - через квартал на перекрестке улицы Российской и Коммуны.

Сейчас на этом месте гипермаркет «Молния» и торговый комплекс «Континент». Постройкой высоток советские архитекторы планировали разгрузить центр города и, если бы не обычная бюрократическая рутина, то областная администрация Губернатора Дубровского сегодня уже находилась бы на другом месте - напротив Центрального рынка. А городская администрация Челябинска занимала бы скромные апартаменты на Цвиллинга, 27. Квартал города в границах - Площадь Революции и улица Тимирязева - входил бы в культурное пешеходное кольцо, с центром у нового Драматического театра.

Агломерация Че. Звезды выбирают Шагол

Так повелось, что каждый градоначальник Челябинска и руководитель Челябинской области оставляли потомкам памятный объект для родного города. Им помогали люди -энтузиасты, жившие в то время. Немногие делали многое. Летопись города - это история городских фамилий. Бейвель оставил городскую больницу, Патоличев сохранил городу Шершевский бор, Ведерников начал готовить документы на метро, Воропаев «тянул» застройку северо-запада, Тарасов подарил Челябинску пешеходный Арбат, Соловьев оставил городу здание Советского суда, Сумин - построил с нуля арену «Трактор», Юревич возвел торговые моллы «Родник» и «Алмаз» и новые транспортные развязки.

Разговоры про челябинскую агломерацию (конурбацию) начинал депутат Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. Он оказался прав - город «вырос» из идеологической архитектуры прошлого и эвакуированных заводов великой войны. Нужен новый качественный шаг вперед, что поможет создать новый административный центр Челябинска, который незаметно подкрался к самой границе города, а привлекательные площадки уже уверенно «наступают» на территорию военной авиабазы Шагол.

Почему в это место? Ответ прост. На взлетку, где стоят военные СУ, может приземлиться Боинг Барака Обамы или группы «Deep Purple», лайнер Ким Чен Ира и аэробусы лидеров стран БРИКС или ШОС. Только вот не хватает «мелочи» - современного административного комплекса для проведения совещаний мирового уровня. Кому из новых урбанистов города придет в голову мысль построить небольшие гостиницы для президентов и большую для обслуживающего персонала? В обычное время здесь могла бы работать и администрация Челябинской области - пограничного региона России №74.

Больной вопрос нового времени - где взять деньги? На дворе экономический кризис, но масштабный проект нужен всем, ведь он решает сразу несколько хозяйственных и политических проблем. Не будем ходить далеко: бюджет Челябинской области, примерно, на 1/3 формирует Магнитогорский городской округ. Кадровая команда из Магнитогорска распоряжается консолидированным бюджетом Челябинской области. Эта команда обязана рачительно расходовать бюджетные деньги, поскольку понимает иллюзорность надежды на крупного инвестора извне.

Примеры экономии расходования денежных средств находятся рядом. Областной бюджет выделяет 1 000 000 000 рублей на благоустройство и уборку улиц Челябинска от снега. В Челябинске действует система видеонаблюдения «Безопасный город».

На улицах города установлено 700 видеокамер работающих в круглосуточном режиме. Существуют и передвижные комплексы наблюдения и видеофиксации.

Кто не хочет составлять акты выполненных работ по уборке снега с приложением видеофиксации?

P.S.

Писателю и нобелевскому лауреату Альберу Камю принадлежит фраза: «Хочешь узнать город? Посмотри, как в нем работают, как любят и как умирают».


Комментарии (0)
Оставить свой комментарий