Ильдар Давлетчин победил на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере молодежной политики, проходивший в городе Тюмени.
Аспирант Челябинской государственной академии культуры и искусств, начальник детского лагеря «Комсомольский» во всероссийском детском центре «Орлёнок», член «Российского Союза Молодёжи» Ильдар Давлетчин давно работает в сфере молодежной политики. Главный приз - золотой значок, представленный в виде двух ладошек, достался нашему земляку.
Мы связались с Ильдаром и расспросили о конкурсе.
Ильдар, поздравляем с победой! Расскажи о конкурсе, что это было?
- Были 4 ключевые номинации. Я выступал в номинации – «Руководитель/специалист центра, отвечающий за отдых детей и молодежи». В списки номинации заранее был подан. На эту номинацию было подано 15 заявок. Конкуренция была серьезная. Потому что были представлены самые разные регионы. Основными конкурентами можно назвать – директора из Перми, который организует различные лагеря для детей. Самых шумных, неуправляемых подростков он начал вывозить в летние лагеря. Дети на природе проверяют качество воды, воздуха. Это уникальный опыт. Самым сильным конкурентом, наверное, был руководитель комитета по делам молодежи из Тюмени, т.к. конкурс проходил именно в Тюмени, я посчитал его основным конкурентом.
По возрасту были какие-то ограничения?
- Нет, там могли выступать и молодые специалисты и более опытные их коллеги. Там были специалисты по работе с молодежью. Сейчас идет глобальная тенденция, многие люди говорят об этом, что власть нужно давать молодежи. Мы к этому идем, было много молодых коллег. Надо заметить, что конкурс был организован очень качественно, представители жюри были и самых разных регионов и областей.
Конкурс был только российский?
- Да, он изначально позиционировал себя, как общероссийский, но там были представители из Дагестана, Удмуртии, из Министерства по делам спорта, туризма и молодежной политики этих регионов. Они не представили своих региональных участников, были скорее наблюдателями. Опыт перенимали.
Какие впечатления от конкурса?
- Это в первую очередь проба себя на уровне профессионалов в этой деятельности с хорошим набором экспертов, проверить свои способности, силы, убеждения, самое главное - опыт и уверенность в будущем. Я представляю, наверное, сразу три ключевые организации, на которые работаю, - это в первую очередь Всероссийский детский центр «Орленок», где я работаю начальником детского лагеря, одного из лучших. Второе место – это Академия культуры и искусств, где я, являюсь аспирантом, учусь, пишу свою диссертацию, как раз таки на базе «Орленка». И свою общественную деятельность я веду в Российском союзе молодежи, где являюсь заместителем председателя именно по Челябинской области. Такие три ключевые организации.
Чем этот конкурс отличается от других?
- Это, прежде всего, уровень. Было приятно, что встречали первые люди области. На закрытие приехали ведущие специалисты из Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Зачитывались приветственные слова от министров, руководителей направлений по молодежной политике. Приветственные слова – это очень важно для такого мероприятия. И самое главное, все участники прошли заочный региональный отбор. Это чувствовалось во всем.
Как появилась идея послать свою заявку?
- Дело в том, что меня туда командировал «Орленок», как федеральное учреждение по работе с молодежью, общероссийское учреждение. Могу немного похвастаться – «Орленок» ежегодно отправляет туда специалистов, и впервые за 6 лет удалось победить. Можно сказать достойно съездил, привез победу. Что еще очень важно отметить, Челябинская область не была представлена на этом конкурсе. Вот, это очень обидно. И в прошлом году не была представлена. Хотя это всероссийский конкурс.
С чем это может быть связано? В принципе, у нас специалисты есть.
- Я знаю многих достойных специалистов, в том числе многие из них мои коллеги, друзья по общественной деятельности или чиновники, которые много отдают, живут ради молодежи, вкалывают с утра до вечера. Мне, кажется, что не заинтересованы наши региональные власти в этом, хотя, для этого есть хороший потенциал. Победителями стали такие же рядовые ребята. Молодые, им всем до 30 лет. Так, в сфере волонтерства победителем стала девушка из Татарстана, Я помню, вторые-третьи места взяли специалисты их Курганской области, все соседи наши.
Там были проекты? Вы проекты свои личные предоставляли или организацию защищали?
- Там широкий конкурс, на заочном этапе нужно было подготовить много документов, сдать видеофильм о себе, авторскую программу, которая реализована, и которая уже принесла результаты в работе с молодежью, а также, всевозможные научные, журналистские и различные статьи – общие материалы, которые есть именно по работе с молодежью. Очный тур включал в себя 4 испытания – обязательный конкурс - визитка на сцене, второй конкурс – «Своя игра» – интеллектуальная игра по знаниям в области по работе с молодежью. Сюда же вошли вопросы по истории, т.к. человек должен быть компетентным, и целый блок знаний по основным нормативным документам, которые, регламентируют. Европейские хартии, конвенции ООН, законы не только нашей страны, но и международные. Этот конкурс заставил мобилизовать все силы, подучить. Список основных документов был выложен заранее, и мы штудировали.
Что показалось самым сложным?
- Наверное, презентация программы. Нам дали 10 минут, нужно было, как можно шире раскрыть цели программы и механизмы, как мы все это проделали, представить результаты. Мы защищал авторскую программу «Лето в «Орленке», т.е. работа с детьми, которая реализована 2 года назад и третий год будет реализовываться в следующем году, предоставил промежуточный этап. Самыми неожиданными были, конечно, вопросы жюри – это специфичные вопросы. Когда ты стоишь на сцене, перед тобой одни конкуренты, которые ждут, когда ты не ответишь на вопрос. Жюри являются экспертами в этом вопросе. В жюри были представители из Министерства образования РФ, из московского центра семьи и методист из тюменского областного центра дополнительного образования, который победил на первом конкурсе. Поэтому все вопросы были с подковыркой. Я помню, что жюри очень сильно заинтересовала тема моей программы, они разуверились, как можно в цель программы поставить формулировку «работать на формирование культуры личности подростка». Их удивил вопрос, как можно формировать культуру подростка. Я уверен, что это возможно, все критерии, которые мы создали с моими помощниками, мы все это показывали. Четвертый этап стал для меня решающим. Он был для меня самым понятным. Нас вывезли в детский тюменский лагерь, дали три часа на проведение конкретного мероприятия. Для меня это очень понятно, самое простое, потому что практические вопросы – это для меня нормально. Там же пригодился опыт руководителя. Мне часто приходилось руководить различными проектами, поэтому собираешь и применяешь ресурсы разных людей, складываешь в одно и получается очень хороший продукт.
На практике с детьми чем занимались?
- Мы сделали им такую игровую площадку. Специфичные были дети, мы отталкивались от них. Они все в будущем выходят на работу в тюменские дворы. Дети 15-16 лет. Этих детей готовят, как игровиков, это игровики двора, которые выходят из дома и два часа в день собирают детей, бабушек, подростков и с ними проводят игры.
Это что-то новое?
- «Игры дворы» - это у них такой проект идет. И этих детей начали обучать, они выезжают специальный лагерь, их там учат, потом приезжают и районные комитеты по делам молодежи их распределяют по дворам, помогают, обеспечивают всем необходимым, у них там интересная программа, но это Тюмень. Нам была предоставлена возможность поработать с этими детьми и за час передать опыт, которым мы владеем. Мы не стали там как-то изощряться педагогически, сделали для них всероссийское турне, потому что мы все из разных регионов России были, и детям помогли собрать копилку детских игр, самых разных, чтобы они с этим арсеналом уже могли выйти во дворы.
Какая игра была от Челябинска?
- Я представлял также там «Орленок», и поэтому мы поиграли с ними в две игры: одна из них русская народная «Гори-гори ясно», т.е. когда с красным платком дети бегают друг за другом, очень интересная игра. И вторая, мне очень нравится – бурятская игра – ребята соревнуются в перетягивании туда-сюда каната, это проверка силы. Вот такие 4 этапа были на конкурсе.
А как так получилось, что ты пришел в эту сферу – педагогику?
- С 1-го курса увидел объявление о наборе на работу вожатым в лагерь и поехал.
А образование какое?
- У меня два образования на базе академии культуры – это связи с общественностью, то есть пиарщик, и второе – экономика и управление на предприятии.
Совсем не близкое к детям!
- Но в своей профессиональной деятельности я пришел к тому, что …. У меня мама просто «Учитель года-1997». От нее унаследовал традиции.
Наверное, мать заложила что-то.
- В большей степени да. И в свою очередь я все равно считаю, что на 80%, это уже доказано, ребенок формируется в семье до 3 лет, поэтому мы есть продолжение наших родителей, нереализованных каких-то вещей, их идей. Все, что касается воспитания – это от мамы, все, что касается любви к путешествиям – это от отца.
Что дальше? Конкурс завершился, что с вами будет дальше?
- Самое главное сейчас – это построить свои жизненные перспективы, понимать, чего хочется дальше именно в этой сфере. Есть определенная миссия в жизни, и как бы, когда ты отвечаешь себе на вопрос – зачем ты живешь? Я живу для того, чтобы продвигать духовные ценности, гуманитарные ценности человечеству, потому что сейчас мы переходим в стадию конкретно потребительского общества, где уже сам человек не ценится и человеческие отношения, поэтому я считаю, что должен этому посвятить свою жизнь. Тем уникальна миссия жизни, что ты ее можешь реализовывать хоть где: хоть в работе в лагере, в работе в общественной организации, в науке, например, в аспирантуре, или же в семье своей, во все сферах жизни своей ты это можешь делать. В моих планах на три года есть поездка в Австралию, исследование специфики работы с детьми. По программе стажировки. Также хочется попасть в детский лагерь.
Вам дали награды, звания, а дальше что? Вы разъехались по домам и все?
- Ну, самое главное, что мы обменялись координатами. Мы не стали жесткими врагами, конкурентами, или еще кем-то. Я теперь прекрасно знаю своих партнеров, которые работают в других регионах, что они делают. Я думаю, что мы очень здорово методически обменялись.
Кого-то можешь отметить?
- Конечно! Очень понравился педотряд «Пеликан» из Воронежа. У них ежегодно проходит детский кинофестиваль. К ним приезжают ежегодно из Москвы, из Санкт-Петербурга, дети и студенты со своими проектами. Я считаю, что это уникальный опыт, его можно перенимать, с ними можно сотрудничать. Можно сделать подобное в Челябинске. Почему бы нет? Также, хороший опыт у Перми. Когда директор школы, остается неравнодушным к тому, что делают дети летом. Не многие же родители могут себе позволить отправить летом ребенка в лагерь, максимум – это к бабушке. А тут, три месяца, интересная экспедиция, из которой дети возвращаются с научными познаниями, с хорошими практическими материалами, которые потом в течение года можно рассматривать, описывать. Там больше геологическая экспедиция - всевозможные замеры воды, камни, метеорологические особенности и все остальное. Почему бы и нет? Очень здорово. Мне кажется, это все следует перенимать. Это все давно было придумано, может, в советские времена, а сейчас заново возвращаемся к этим формам.
Как выглядит Челябинск на фоне других городов? У нас же много достойных, школы различные.
- Грустно. Я давно уже в сфере молодежной политики в Челябинской области, был председателем студенческого совета у себя в вузе. Первым, кстати бы, когда в 2006 году их посоветовали создать в вузе, как молодежный орган самоуправления. Мне кажется Челябинск и область вообще, такая тяжеловесная. Не зря, наверное, нас еще ассоциируют с железом, потому что, по сути, очень много у нас металлургов и работников заводов или промышленников. И к нам, почему-то относятся как к индустриальному городу, и мы сами к себе так относимся. Мы не верим в потенциал нашей молодежи. Хотя, я могу уверенно сказать, что та закалка, которая здесь есть, именно из-за уральской погоды, уральского климата, уральский характер местного народа – можно сильно выделяться. Урал – опорный край державы, еще давно было сказано, и поэтому смело говорю, что одни из самых лучших вожатых даже во Всероссийском детском центре «Орленок» это челябинские вожатые, потому что это самые надежные, самые верные педагоги. Хотя, там представлены все регионы страны, с челябинскими коллегами работать очень удобно. Этот опыт надо применять здесь. Они съездили, хорошо провели практику, в том же самом «Орленке», вернулись и надо здесь это повторять.
Что мешает?
- Я думаю, что сама власть. Здесь двусторонний процесс: во-первых, власть сама еще не готовы многими полномочиями молодежь наделить, и, во-вторых, молодежь сама не много чего хочет, сами не верят в свои способности. Вот, такая ситуация. Ну, и периодически сама власть меняется, приходят новые люди, более молодые, с новыми взглядами. Ситуация постепенно меняется.
Марьям Абдрахманова