В деле копейской колонии появился еще один заключенный

Скандалы
// Арестован руководитель оперативного отдела ГУФСИН Челябинской области

В расследовании уголовного дела по факту гибели четырех заключенных в исправительной колонии Копейска (Челябинская область) появился новый обвиняемый. Центральный райсуд Челябинска арестовал начальника оперативного управления регионального управления ФСИН Андрея Шилина, которому инкриминируется «попытка сфальсифицировать документы и помешать ходу следствия». Правозащитники указывают на уникальность ситуации — вину могут понести не только непосредственные исполнители, но и их руководители.
Как рассказала „Ъ“ пресс-секретарь Центрального райсуда Челябинска Юлия Карпинская, ходатайство об аресте господина Шилина поступило в среду вечером, тогда же было вынесено решение избрать мерой пресечения заключение под стражу. «Это был девятый подозреваемый, проходящий по делу о беспорядках в копейской колонии», — уточнила госпожа Карпинская. Сообщить по каким статьям УК РФ ему было предъявлено обвинение она отказалась, сославшись на то, что не уполномочена предоставлять подобную информацию — это прерогатива следствия. В следственном комитете при прокуратуре РФ по Челябинской области вчера получить комментарий не удалось: все телефоны ведомства, в том числе и приемной, вчера не отвечали. Между тем, по сведениям „Ъ“, речь идет о превышении полномочий. «Андрей Шилин пытался сфальсифицировать документы, имеющие отношение к этому делу, и тем самым обмануть следствие», — рассказал „Ъ“ источник, знакомый с ходом расследования. Начальник пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области Валентин Гуренков вчера подтвердил, что под арест взят начальник оперативного управления ведомства майор Андрей Шилин, но от подробных комментариев отказался. «Мы не комментируем ход следствия, дабы избежать упреков в его дискредитации», — пояснил он. По его словам, в настоящее время все девять подозреваемых находятся в следственном изоляторе ФСБ, им наняли адвокатов. В неофициальной беседе сотрудники ГУФСИН высказывают удивление по поводу задержания Андрея Шилина. «Непонятно, зачем арестовывать человека, который непосредственного участия в избиении зэков не принимал. Да, он как начальник пытался защитить своих подчиненных, но его действия не совсем подпадают под такую серьезную меру пресечения как арест — вполне можно было ограничиться подпиской о невыезде», — говорят они.

Напомним, инцидент в копейской колонии произошел 31 мая этого года, тогда при попытке напасть на конвоиров были избиты четверо недавно прибывших в колонию заключенных: Сергей Поляев, Анатолий Айвасед и Вячеслав Сахабаев и Евгений Мамуков. Как утверждали в ГУФСИН, заключенные напали на охранников, когда те выводили на прогулку. Через час после избиения все четверо сокамерников скончались. Тогда же было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ (Превышение полномочий) и ст. 111 УК РФ (Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). В начале июля восемь конвоиров колонии, которые непосредственно участвовали в подавлении беспорядков, были арестованы.

Правозащитники, следящие за ходом расследования этого дела, считают, что следствие пошло не по привычной схеме, когда виновными оказывались лишь непосредственные исполнители. «Я рад, что арестован начальник оперативного управления. Это означает, что вину понесут не просто сотрудники колонии, исполнявшие приказ, но и люди, эти приказы отдающие. Сейчас этот арест, безусловно, играет важную роль, поскольку выше- и нижестоящие начальники поймут, что наказание за подобное поведение все равно последует», — уверен представитель общероссийской общественной организации «За права человека» Алексей Соколов. А уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова добавляет, что виновные есть не только в руководстве областной службы исполнения наказаний. «Я считаю, что виноваты в случившемся люди, в том числе и в московском руководстве, которые поощряют саму систему этапирования. Это противозаконно, заключенный должен отбывать наказание по месту проживания. Вы посмотрите, у нас львиная доля жалоб от родственников заключенных с требованием вернуть человека в родной регион», — заявляет госпожа Мерзлякова. По ее мнению, именно против своего перевода и возражали погибшие заключенные.

Сергей Антонов, КоммерсантЪ-Урал

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий