Буквально накануне сдачи спектакля его постановщик – режиссёр из Санкт-Петербурга заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Степанюк, хорошо известный челябинским меломанам своими интересными постановками, принёсшими театру не одну награду, в том числе высшую театральную – «Золотую маску», покинул Челябинск, не выдержав хамского обращения худрука театра Дениса Северинова и беспардонного вмешательства в свою работу нового художественного руководителя балета Константина Уральского.
Очередной скандал (а в последние годы это норма жизни творческого коллектива) откровенно и объективно освещался во многих местных СМИ. Оперативная реакция областной власти на этот инцидент казалась справедливой. Алексею Степанюку принес извинение сам вице-губернатор Андрей Косилов. Он позвонил режиссёру в Санкт-Петербург и настоятельно попросил его вернуться, выпустить «Демона» и продолжить на челябинской сцене другие свои проекты. При этом пообещал взять ситуацию под личный контроль. Денису Северинову грозило понижение в должности чуть ли не до директора по хозчасти. Однако ситуация каким-то образом вышла из-под обещанного высоким лицом контроля. В театре разразился новый скандал.
Как стало известно корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ», наказание худрука неожиданно обернулось его «номенклатурным» взлётом. Устав, « переписанный» в министерстве культуры, изменил лишь название должности, оставив за Севериновым все финансовые и руководящие привилегии. Так что назначенный на должность художественного руководителя театра главный дирижёр Антон Гришанин, похоже, окажется в его подчинении. То есть, все обещанные властью перемены в театре свелись лишь к переименованиям, которые никак не повлияли на суть происходящего. И как результат невнимания к требованиям актёров - очередной скандал, причиной которого в этот раз стал другой худрук – новый художественный руководитель балета Константин Уральский, которого во всех деяниях поддерживает Северинов. После того, как из балетной труппы уволилось десять человек (по словам господина Уральского – это отбросы), трое из которых – ведущие солисты: Андрей Субботин, Маргарита Камыш, Элина Темирбаева, большая группа артистов написала открытое письмо, в котором выразила недоверие профессионализму, творческой политике и этике Уральского и нежелание танцевать в его постановках. «Беспроигрышный американский принцип» выпуска балетных спектаклей, обещанный Уральским, не срабатывает. Его затратный «Гойя» не делает кассы, не стал у зрителей популярным. Его репетиции не приносят удовлетворения актёрам и педагогам, а диктат, амбициозность и откровенное хамство унижают. С приходом нового худрука балета из репертуара исчезла красивая балетная сказка «Синбад», выпущенная под занавес прошедшего сезона Валерием Кокаревым, неугодным Уральскому и Северинову. И хотя премьера её была восторженно принята зрителями, пользовалась успехом, балет, в который было вложено много труда, сил и средств, прошёл всего пять(!) раз. Отказались Уральский и Северинов включать его и в афишу предстоящего фестиваля «Сцена-2008». При сверхскромных зарплатах артистам постоянно задерживают оплату квартир, отпускных, грантов. Хотя ни один театр области не подпитывается так щедро из бюджета, как оперный. И ни одному театру не позволительно так раздувать штаты. У Северинова пять замов, четыре кадровика и шесть человек пресс-службы, которая не способна отличить оперу от оперетты, а композитора Бизе от безе. Почувствуйте разницу – у всех театров по одному завлиту, а в министерстве культуры нет даже пресс-секретаря.
Как сообщили из театра корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ», в прошедшую пятницу помимо двадцати шести артистов балета под письмом протеста руководству театра подписались и другие актёры, музыканты оркестра, работники цехов и служб – всего более 90 человек. При такой ситуации и новом кадровом раскладе вряд ли «Демон» в постановке Алексея Степанюка когда-либо слетит на сцену челябинской оперы. В ней есть свои демоны.
Людмила Фёдорова