Тема дня. Официальное мнение

Происшествия
В связи с появлением в СМИ экспрессивной публикации, излагающей обстоятельства совершения преступлений на Урале и дающей свою оценку разбирательству уголовного дела в Челябинском областном суде, учитывая вероятность появления других подобных публикаций, пресс-служба суда считает необходимым дать разъяснения и обратиться к редакциям СМИ.

В Челябинском областном суде рассматривается уголовное дело в отношении трех подсудимых: Латифа Сайдходжаева, Мухиба Иронова и Маъруфа Иронова. Им предъявлено обвинение в незаконном хранении и перевозке оружия; незаконном лишении свободы двух человек, совершенном группой лиц с применением насилия, разбойном нападении с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших; убийстве и покушении на убийство (ч. 2 ст. 222; п.п. «а, в, г, ж» ч. 2 ст. 127; ч. 2, ч. 4 п. «в» 162; п.п «ж, з, к» ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 30 — п.п. «а, ж, з, к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Как утверждает обвинение, 13 февраля 2006 года граждане Таджикистана, проживающие в Екатеринбурге, братья Маъруф и Мухиб Ироновы, Латиф Сайдходжаев, вооружившись пистолетами, приехали в Челябинск с целью вернуть принадлежащее им наркотическое средство, предположительно героин, которое хранили два их соотечественника в Челябинске в гаражном кооперативе «Лада» поселка Градский прииск. По мнению следствия, сначала подсудимые лишили свободы человека, предоставлявшего таджикам гараж, ездили с ним к нему на дом, на квартиру. Затем встретились с одним из хранивших наркотическое средство, его убили в гаражном кооперативе. В первого потерпевшего стреляли, нанесли ножевое ранение, но потерпевший выжил. Еще одного потерпевшего — работника, помогавшего заниматься ремонтом в гараже, связав, сбросили в гаражную яму, где тот пробыл на протяжении всего разбирательства.

По ходатайству Ироновых дело рассматривается судом присяжных. Нынешняя коллегия присяжных заседателей была сформирована 1 августа 2011 года. Предыдущая коллегия присяжных, с участием которой первоначально рассматривалось данное дело, была распущена в соответствии со ст. 329 УПК РФ, поскольку число выбывших заседателей превысило количество запасных.

Все трое подсудимых находятся под стражей.

В публикации «URA.Ru-Челябинская область» выражается беспокойство по поводу возможного давления на суд со стороны лиц, поддерживающих подсудимых, оскорбления подсудимыми судьи и других участников процесса. В связи с этим сообщаем: ни в одном судебном заседании ни разу не присутствовали «толпы представителей таджикской диаспоры Екатеринбурга», заседания проходят без ажиотажа со стороны публики и без оскорблений судьи. Подсудимый Маъруф Иронов выражался нецензурной бранью в адрес одного из свидетелей, за что и был удален из зала суда и допущен в судебное заседание уже на стадии дополнений, чтобы он смог реализовать свое право дать показания перед присяжными.

Слушания проходят в открытом режиме. Ни разу представителям СМИ не создавались препятствия присутствовать в судебном заседании. В пресс-службу обращались представители лишь двух СМИ (координатор и журналист из «Телевизионного Агентства Урала» Екатеринбурга и фотограф из «URA.Ru-Челябинская область») с просьбой получить разрешение судьи на фото- и видеосъемку судебного процесса. Им было разъяснено, что присутствовать на судебном заседании можно, в том числе вести аудиозапись в соответствии со ст. 241 УПК РФ, разрешения на проведение фотографирования и видеозаписи судья, председательствующая в деле, не дала. Сотрудники пресс-службы пояснили обратившимся, что суд присяжных — особая форма судопроизводства. Судьи не допускают фотографирования, видеосъемки заседателей, в открытых судебных заседаниях не разглашаются данные о личностях присяжных, чтобы не создавать условий для какого-либо давления на них. Присутствовать на заседании без возможности вести съемку никто из обратившихся не пожелал.

5 октября 2011 года журналист «URA.Ru-Челябинская область» Сергей Леонов, ни разу не пытавшийся попасть на рассмотрение данного дела, в своей публикации, сетуя, что «на суде нет никого из СМИ», написал: «Мы не оставляем попыток аккредитоваться на это судебное заседание. Пока все они отклоняются без объяснения причин». После этого на ресурсах интернета стали появляться посты, комментарии о данном деле с характеристиками «тайный суд», «отвратительный процесс». Такой поступок журналиста остается назвать не иначе как стремлением выдать желаемое за действительное.

Между тем, открытые судебные заседания по данному делу продолжаются. В настоящее время разбирательство на стадии дополнений перед прениями сторон.

Учитывая объявления о проведении пресс-конференции, где представители общественных организаций собираются рассказать «о разбирательстве в облсуде, уже получившем громкое название «Процесс века», пресс-служба обращается к редакциям СМИ с напоминанием об обязанности журналиста проверять достоверность сообщаемой им информации и рекомендацией проявить определенное понимание в связи со спецификой суда присяжных. В соответствии с законодательством, до присяжных на судебном процессе доводятся сведения, имеющие отношение лишь к конкретному преступлению, в совершении которого обвиняются подсудимые. С целью провозглашения присяжными действительно справедливого и объективного вердикта, исключения оснований для дальнейшей отмены приговора (любая из сторон может назвать в качестве таковых многочисленные материалы в СМИ накануне вердикта) не рекомендуется размещать в СМИ материалы, выражающие чьи-либо категоричные точки зрения на данное дело, информацию о прошлой деятельности подсудимых, оценивать достоверность которой суд в настоящее время не вправе. Несмотря на призывы судьи к заседателям не принимать к сведению материалы СМИ о данном деле, не исключено, что подобные публикации могут оказать воздействие на мнение присяжных.

Пресс-служба Челябинского областного суда

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий