Удавка Карла Собельсона. Миражи истории на Южном Урале

Общество
Суд “тройки” в 1937 году проходил в особом режиме. Короткое судебное заседание и приговор - расстрел - как высшая мера социальной защиты общества.

Карл Бернга?рдович Ра?декВ ночь на 21 декабря 2017 года исполняется 100 лет с даты создания органов ВЧК.

Первым председателем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с саботажем, должностными преступлениями и спекуляцией был Феликс Эдмундович Дзержинский.

Молодые специальные службы страны Советов ни дня не сидели без дела. Из российского учебника “Теория государства и права” нам известно - специальные службы и тюрьмы - фундамент политической надстройки любого государства.

За руководство специальными институтами - непрерывно - идет скрытая война.

Вступление. Краткий курс истории ВКП(б)

Суды “тройки” в 1937 году проходили в особом режиме.

Люди труда, сплотившиеся в объединенный народный фронт защиты социализма, в едином порыве требовали - “расстрелять банду предателей-троцкистов!”.

Быстро проходило судебное заседание и выносился приговор - расстрел - как высшая мера социальной защиты советского общества.

Но есть в истории ВКП(б) человек, который пережил кровавую мясорубку троцкистских процессов и избежал своего расстрела.

Органы КГБ СССР в 1988 году выдали родственникам нашего героя свидетельство о его полной реабилитации.

Имя этого человека - Карл Бернгардович Собельсон.

Меч партии. Правоохранительные органы

Деятельность органов НКВД охватывала все направления борьбы с нарушителями советских законов. В 1934 году из комиссариата выделился главк ОБХСС, чуть позже - наркомат железных дорог.

Участие в создании атомного проекта СССР - отдельная страница в истории огромного, даже по советским меркам, закрытого от посторонних глаз комиссариата.

Историю СССР (среди прочих идеологем) создавали воспетые в песнях и стихах политические тюрьмы и изоляторы. Большая тройка - Лефортово, Владимирский централ и Верхнеуральская тюрьма.

В управлении НКВД находилось государство внутри большого государства - Главное управление лагерей (ГУЛАГ).

Меч партии - сотрудники органов ВЧК-НКВД-МГБ-КГБ - никогда не предавали правящую партию коммунистов и беспартийных. Да, были отдельные извращенцы, но, в общей массе рядовых сотрудников их процент мизерно мал.

Это ведомство продолжает хранить свои небольшие тайны.

Любая информация про “меч партии”, которая через много лет появляется в печати, нуждается в дополнительной проверке. А как проверить то, чего давно нет? Без подлинных документов, когда нет живых родственников участников истории страны. Остается только сопоставлять юридические факты из разных источников и надеется на память ветеранов.Карл Бернга?рдович Ра?дек

Верхнеуральск. Архив истории НКВД

В Челябинской области есть красноказачий город Верхнеуральск. С ним связал свою судьбу наш герой - Карл Бернгардович Собельсон. Это тот человек, который в 1917 году, приехал в Россию в “опломбированном” вагоне вместе с Владимиром Ульяновым (партийный псевдоним - Ленин).

Член партии большевиков - товарищ Собельсон - отвечал за связь с германской разведкой. Он наизусть зазубрил коды, шифры, суммы денежных переводов и наличных авансов, выделенных на расходы партии большевиков для организации вооруженного восстания.

После победы Революции товарищ Собельсон возглавлял информационную работу партии с иностранными государствами. Прекрасно говорил на нескольких иностранных языках. Входил в редколлегию первой БСЭ - Большой Советской Энциклопедии. Товарищ Собельсон - один из руководителей Коминтерна. Член комиссии по подготовке Конституции СССР 1936 года. Сам написал уникальную книгу - “Портреты и памфлеты”, которая дважды издавалась в СССР.

Карьеру кристального большевика погубил товарищ Блюмкин. Собельсон и террорист №1 были лично знакомы. Товарищ Собельсон всегда хорошо отзывался о Троцком.

Когда Лев Давидович Троцкий из эмиграции - через Блюмкина - передал Собельсону личное письмо, то об этом узнал Сталин. Иосиф Виссарионович интуитивно почувствовал угрозу для себя.

Но Собельсон многое знал и планам вождя еще мог быть полезен. Сталин умел заставлять соратников по партии работать. Органы НКВД привлекли Собельсона к участию во втором троцкистком процессе. Весь приговор строился на показаниях бывшего члена партии, старого большевика Собельсона. Приговор ошеломил участников процесса. Всем троцкистам присудили расстрел, а Собельсону - 10 лет лагерей.

Сталин сохранил Собельсону жизнь и, его руками “намазал лоб зеленкой” своим противникам в аппарате партии. Дальнейшая судьба Карла Собельсона покрыта мраком. В 40-х годах ХХ века, перед самой войной, среди членов партии распространился слух. Мол, Карл Собельсон убит в лагере, что-то не поделил с уголовниками. И все. Точка. Забыли.

Партийные органы. Профсоюз МВД

В 1991 году разменяли на кусочки большую страну. К тому времени в государстве несли правозащитную вахту два ведомства. МВД СССР и КГБ СССР. “Ближние” и “дальние” родственники. Такое негласное название использовалось внутри самих специальных служб в телефонных разговорах.

Политическое бюро ЦК КПСС - тонко, незаметно и постоянно - держало руку на пульсе взаимоотношений коллег по работе. Партийные органы курировали кадровые назначения у всех “родственников”. И не допускали перехода офицеров из одной службы в другую.

Органы партии выполняли и функции профсоюза для силовых ведомств. На партийных и комсомольских собраниях сотрудники открыто высказывались по всем проблемам. Любой вопрос был открыт для обсуждения. Партийный контроль позволял выпустить пар и предотвратить нежелательные процессы внутри специальных служб.

Обратная сторона Луны. Вечные пружины истории

Из российского учебника “Теория государства и права” нам известно - специальные службы и тюрьмы - фундамент политической надстройки любого государства. В советское время милиция была народной. Путевку на службу в органы внутренних дел выдавал райком комсомола.

Сотрудник, исключенный из партии или комсомола - снимал погоны и мог поменять китель на лагерную робу.

Кадровый контроль органов МВД снаружи был эффективным и простым. С милиции всегда спрашивали, но и доверяли.

Сменилась эпоха. Милиция снова стала называться полицией. Но язык не поворачивается назвать полицию народной.

Кадры для полиции набирает кадровик, про моральный облик и политические пристрастия этого господина обыватель ничего не знает. Службы по работе с личным составом не выступают на радио или телевидении, не говорят о проблемах и злободневных вопросах. Получается, что проблем с набором личного состава в МВД нет.

Почему тогда в обществе существует недовольство работой органов полиции? Почему руководители полиции не могут восстановить доверие граждан, как во времена КПСС? Может быть, излишняя закрытость системы ведет к застойным процессам? Кто заменит партийный контроль административных органов ЦК КПСС?

Послесловие

В 1987 году, мы, комсомольцы Южного Урала, встречались с ветераном - поздравляли с 70-летием создания органов ВЧК. Он и рассказал нам продолжение истории про Карла Собельсона.

В режимных политических изоляторах не держали уголовников. Но слух про убийство Собельсона уголовниками родился не на пустом месте. Так было нужно.

После доклада Хрущева на ХХ съезде партии - политический изолятор в Верхнеуральске закрыли и ликвидировали кладбище специзолятора. Когда вскрыли безымянную могилу под номером, в которой был похоронен Карл Собельсон, то гроб оказался пустой. Останков Карла Собельсона там не было.

Партийный псевдоним этого человека - Радек.