Ответ общественникам Миасса. По Васильевской свалке

Общество
Васильевская свалка в Миассе. По какому пути пойдет город. Что говорит на этом этапе Прокуратура Челябинской области

ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Елькина, 11, г. Челябинск, Россия, 454091
16.01.2013 №7 – 155-2013

Куковица Л.Г
(для сведения и объявления другим заявителям)
ул. XXXXXX, д.XXХ, кв.XXХ
г.Миасс, Челябинская обл.

Прокуратурой области по поручению управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Пономарева И.В. и приложенной к нему копии обращения жителей трех поселков Миасского городского округа по вопросам нарушений требований закона, допущенных при строительстве полигона утилизации твердых бытовых отходов, а также бездействия органов власти, контролирующих органов и прокуратуры г. Миасса.

Проектирование объекта капитального строительства «Межмуниципальный полигон утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов» проводится в рамках исполнения администрацией Миасского городского округа п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Проведенная проверка показала, что аукцион на выполнение работ по строительству Васильевского межмуниципального полигона утилизации твердых бытовых отходов не объявлялся и не проводился ввиду того, что до настоящего времени не получено положительное заключение экологической экспертизы на данный проект. Денежные средства на строительство полигона не выделялись.

Осуществление проверки доводов обращения о возможном загрязнении зоны водосбора реки Атлян, сообщающейся с рекой Миасс, ввиду выбора земельного участка для размещения межмуниципального полигона утилизации твердых бытовых отходов на возвышенности с наветренной стороны с попаданием пос. Дачный-1, Дачный-2, Первомайский, Известковый, Флюсовая, Мелентьевка, Динамо, Заречье, центральной части г. Миасса, лесного массива под шлейф ядовитых и канцерогенных выделений, не представилось возможным.

Из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Миассе и г. Карабаше, а также из Управления Росприроднадзора по Челябинской области получена информация о том, что расчет и мероприятия по защите населения от вредного воздействия должны предусматриваться отдельным разделом проектной документации межмуниципального полигона.

Без проведения государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта «Межмуниципальный полигон утилизации твердых бытовых отходов» оценить воздействие на окружающую среду предлагаемого варианта размещения межмуниципального полигона специалисты не могут.

Федеральным законом от 19.07.2011 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» с 21.10.2011 отменено требование о необходимости выдачи санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области 21.06.2012 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии проектной документации: «Проект санитарно-защитной зоны Межмуниципального полигона утилизации ТБО, в 13-14 квартале городского лесничества Миасского городского округа» государственным санитарно-эпидемилогическим правилам и нормативам.

Основанием для признания проектной документации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям явилось отрицательное экспертное заключение по проекту санитарно-защитной зоны межмуниципального полигона от 22.05.2012 № К1/11-2/685, выданное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области».

Материалы рабочего проекта «Межмуниципальный полигон утилизации ТБО» возвращены в Администрацию Миасского городского округа Управлением Росприроднадзора по Челябинской области 05.12.2012 без проведения государственной экологической экспертизы в связи с некомплектностью представленных материалов оценки воздействия на окружающую среду: отсутствием сопроводительного письма от лица заказчика государственной экологической экспертизы с указанием реквизитов; отсутствием комплексных инженерных изысканий;

материалы общественных обсуждений проекта межмуниципального полигона формальны, в них отсутствуют: протокол от 29.10.2012 с приложением особых мнений, сведения об информировании общественности на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействий на окружающую среду Златоустовского, Чебаркульского городских округов и Чебаркульского муниципального района,
высказанные в ходе общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, выводы об экологических аспектах намечаемой хозяйственной деятельности, сводка замечаний и предложений общественности, отсутствуют сведения о принятии , от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в течение тридцати дней после окончания общественных обсуждений.

По информации Управления Росприроднадзора по Челябинской области, представленные общественностью г. Миасса замечания, выводы и предложения в случае проведения государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Межмуниципальный полигон утилизации ТБО» будут переданы на рассмотрение в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы.

Обоснование предполагаемого местоположения межмуниципального полигона изложено специалистами Уральского филиала ОАО «Государственный специализированный проектный институт» - «Уральский проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ» в томе 12.4 проектной документации (Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами») и заключением специалистов ООО «Миасское геолого-строительное предприятие», представленным в техническом отчете по результатам комплексных инженерных изысканий для межмуниципального полигона.
В том числе определено, что в случае размещения полигона на данном участке неотъемлемой частью функционирования полигона и обязанностью эксплуатирующей организации будет являться рекультивация и поддержание существующего законсервированного полигона в безопасном состоянии;

Учет всех факторов негативного воздействия, в том числе и «ядовитых и канцерогенных выделений», на окружающую среду проводится специалистами разработчика проекта - Уральского филиала ОАО «ГСПИ» «УПИИ «ВНИПИЭТ», ООО «Миасское геолого-строительное предприятие». Качество и достоверность выводов будет оценена при проведении государственной экологической экспертизы.

Согласно проектной документации основным технологическим решением обезвреживания твердых бытовых отходов является захоронение, а не их сжигание. Для теплоснабжения систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения административно-хозяйственного корпуса и теплой стоянки, входящих в состав проектируемого полигона, предусмотрена автоматизированная блочно-модульная водогрейная котельная установка.

В котельную в качестве топлива предполагается направлять только древесные отходы после их измельчения. Непосредственное место строительства котельной на территории будущего полигона определено рабочим проектом.

Проектной документацией предусмотрена вырубка леса на площади 22 га. Вырубка лесов в пределах заявленной площади будет проведена только после получения всех разрешительных документов. Проектной документацией (том 12.4, раздел 12) по окончанию строительных работ предусмотрено благоустройство и озеленение территории. Озеленение предусмотрено в виде посадки деревьев по внутреннему периметру ограждения полигона, а также древесно-кустарниковых посадок и устройству травяного покрытия на территории хозяйственной зоны общей площадью 36 га.

Согласно заключению Управления по недропользованию по Челябинской области от 20.12.2011 полезные ископаемые в недрах под участком проектирования отсутствуют. Следовательно, довод о том, что месторождения золота и известняков, расположенные в районе проектирования, никогда не будут разработаны, не подтвердился.

Проверкой установлено, что в период с 14.08.2012 по 23.10.2012 в Миасском городскому округе проводились общественные обсуждения по вопросу: «Межмуниципальный полигон утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Оценка воздействия на окружающую среду».

С целью устранения замечаний, выданных 23.11.2012 Управлением Росприроднадзора по Челябинской области, главой администрации Миасского городского округа 25.12.2012 издано постановление № 7671 о проведении общественных слушаний предварительной «Оценки воздействия на окружающую среду» объекта капитального строительства «Межмуниципальный полигон утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов». Дата проведения общественных слушаний - 31.01.2013 в конференц-зале администрации городского округа. В настоящее время осуществляется прием предложений и рекомендаций от граждан и организаций.

На основании заявления МБУ «Комитет по строительству» от 15.06.2012 о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство межмуниципального полигона утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов комиссией 16.07.2012 утвержден акт о выборе вышеуказанного земельного участка.

Участок находится на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности, землях иного специального назначения, расположен северо-восточнее полигона твердых бытовых отходов «Васильевская свалка», площадью 23 662 кв.м.

Земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки Миасского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов городского округа от 25.11.2011 № 1, относится к функциональной зоне Е 2 - объекты размещения
отходов потребления, одним из основных видов использования которого
является размещение зданий, сооружений по сортировке, переработке,
утилизации, складированию отходов потребления, объектов инженерной
инфраструктуры, обслуживающих данную территорию.

Извещение о поступлении в администрацию Миасского городского округа обращения о представлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка для строительства инженерных сетей к межмуниципальному полигону утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов опубликовано в официальном источнике - газете «Миасский рабочий» - 09.08.2012.
Постановлением администрации городского округа от 12.09.2012 № 5140 утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка для проектирования и строительства инженерных сетей, утвержден акт о выборе земельного участка от 16.07.2012, МБУ «Комитет по строительству» разрешено проектирование инженерных сетей.

Постановление № 7031 о предоставлении МБУ «Комитет по строительству» в безвозмездное срочное пользование на 11 месяцев вышеуказанного земельного участка для проектирования и строительства инженерных сетей в районе полигона ТБО «Васильевская свалка» издано главой администрации Миасского городского округа 30.11.2012.

В силу пп.1. п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться органами местного самоуправления муниципальным учреждениям в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год. Строительство инженерных сетей фактически не осуществляется ввиду отсутствия положительного заключения экологической экспертизы. Разрешение на строительство инженерных сетей не выдавалось.

По информации, предоставленной Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Министерством в 2012 году проверки по вопросу складирования на Васильевской свалке отходов твердых бытовых отходов в отношении ООО «Эко-Сервис» не проводились.

Главой администрации Миасского городского округа 05.04.2012 обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис» выдано разрешение на строительство мусороперерабатывающего завода (производственный корпус).

Постановлением от 26.07.2012 № 3920 утверждено разрешение на ввод производственного корпуса мусороперерабатывающего завода в эксплуатацию.

Администрация Миасского городского округа обращалась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО «Эко-Сервис» о расторжении договора аренды земельного участка от 09.03.2006 № 5193 года и о возложении обязанности по возврату земельного участка, предназначенного для размещения полигона твердых бытовых отходов «Васильевская свалка» (дело № А76-25476/2010).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2012 исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании п. 9 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду повторной неявки истца в судебное заседание.

Администрация Миасского городского округа обращалась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО «Эко-Сервис» о признании недействительным дополнительного соглашения № 1 от 13.08.2007 к договору аренды земельного участка от 09.03.2006 № 5193 (дело № А76-25894/2010). Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.04.2012 исковое заявление оставлено без рассмотрения ввиду повторной неявки истца в судебное заседание.

Кроме того, администрация Миасского городского округа обращалась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО «Эко-Сервис» о расторжении договора аренды транспортных средств от 01.09.2005 № 153/167 и о возложении обязанности по возврату транспортных средств (дело № А76-25895/2010).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2011 исковые требования удовлетворены частично. Арбитражный суд возложил на ООО «Эко-Сервис» обязанность по возврату 23 единиц транспортных средств. Последние возвращены ООО «Эко-Сервис» 16.09.2011 с составлением акта приема-передачи. Часть возвращенных транспортных средств передана администрацией городского округа в МАУ «ГорЭкоЦентр».

Миасским городским судом рассматривалось гражданское дело по иску гражданина к Собранию депутатов Миасского городского округа, администрации городского округа, ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» о признании незаконным постановления главы администрации «О подготовке документации по планировке территории» от 22.08.2011 № 4577, запрете администрации формировать и отводитьземельные участки на территории квартала № 10 городского лесничества; по иску граждан к Собранию депутатов городского округа, администрации, ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» о признании недействующими со дня принятия решения Собрания депутатов «Об утверждении Правил землепользования и застройки (2 и 3 части. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты) Миасского городского округа от 25.11.2011 № 1, решения Собрания депутатов «Об утверждении Генерального плана Миасского городского округа» от 25.11.2011 № 2. Решением Миасского городского суда от 19.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Мотивированное решение до настоящего времени судом не вынесено.

Как следует из исковых заявлений, в них обжаловалось строительство и проектирование межмуниципального полигона по утилизации твердых бытовых отходов, в том числе и место его размещения. Приводились те же доводы, что и в настоящем обращении. Данные доводы являлись предметом оценки суда и отклонены.

В 2012 году по вопросу строительства межмуниципального полигона в прокуратуру г. Миасса поступили 3 обращения: от 31.08.2012 (ответ от 28.09.2012 разъяснительного характера); от 07.12.2012 (ответ от 28.12.2012 разъяснительного характера); от Вас 10.12.2012 (ответ от 28.12.2012 аналогичного содержания).

Бездействие прокуратуры г.Миасса, иных надзорных и контролирующих органов проверкой не выявлено. Учитывая, что государственная экологическая экспертиза проектной документации не проведена, строительство фактически не осуществляется, достаточные основания для применения мер реагирования отсутствуют.

При несогласии с настоящим ответом Вы вправе обжаловать его прокурору области.

Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
в сфере экономики и охраны природы
старший советник юстиции Р.М. Тунгатаров