На последнем рубеже

Общество
Противостояние между Жизнью и Смертью занимало лучшие человеческие умы на протяжении многих столетий. Этот поединок продолжается, и будет продолжаться до последнего дня существования рода людского. 

heartМне бы хотелось рассказать читателям о профессии и людях в ней работающих, что стоят на самой границе между бытием и забвением. О тех, кто каждый день борется за здоровье людей, возвращая их к полноценной жизни. Речь едет о профессии врача, а именно – кардиохирурга.

В декабре 2010 года в Челябинске начал работу Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, под сводом которого главному врачу кардиоцентра  – Олегу Павловичу Лукину, удалось собрать более 600 высококвалифицированных сотрудников, профессионалов своего дела.

Мне представилась возможность пообщаться с одним из ярких представителей профессии кардиохирурга – заведующим 1 кардиохирургическим отделением, сердечно-сосудистым хирургом, врачом 1 категории Станиславом Игоревичем Андриевских.

Станислав Игоревич, расскажите о выборе Вашей профессии, что привело Вас в медицину?

Во многом выбор моей профессии был предопределен судьбой – ведь я родился в семье врачей. Специальность же кардиохирурга меня привлекала более остальных за сложность и значимость выполняемых процедур, а внутренний интерес к врачам именно этого направления и определил мой выбор.

Решив продолжить традицию семьи в 1994 году, я поступил в Челябинский медицинский институт, где проучился шесть лет. По его окончании поступил в клиническую интернатуру по хирургии для более полного и углубленного изучения будущей профессии, а затем – в клиническую ординатуру по сердечно-сосудистой хирургии, по окончании которой получил лицензию сердечно-сосудистого хирурга. Затем сразу приступил к практической работе в Челябинской областной клинической больнице, откуда в 2010 году и перешел на работу в Федеральный кардиоцентр.

Были ли у Вас кумиры в кардиохирургии, специалисты на которых Вы равнялись и уровня которых хотели бы достичь?

Мне повезло: на моем жизненном пути встречалось множество профессионалов от кардиохирургии, которые меня многому научили. Не хотелось бы выделять кого-то конкретно, но у каждого своего наставника я старался почерпнуть все тонкости того направления, на котором они специализируются. Огромное им спасибо за то трудолюбие и терпение, с которым они меня обучали.

Сколько Вы проделали операций за свою карьеру врача? Сколько было проведено операций за 2011 год в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии Челябинска?

За 2011 год в центре было выполнено 3300 процедур, среди которых хирургические процедуры по устранению нарушений ритма сердца и открытые операции, которых было проведено более 1000.

За карьеру кардиохирурга, насчитывающую более 10 лет, мной было проведено более 1000 операций.

Вы помните свою первую операцию?

Безусловно! Думаю, каждый хирург ее помнит отчетливо. Я проводил операцию по устранению врожденного порока сердца, а именно – устранение дефекта межпредсердной перегородки у молодого человека. Операция прошла успешно без каких-либо осложнений.

Расскажите о наиболее сложной операции, проведенной Вами.

Каждая операция сложна по-своему. Но, как правило, это операции при запущенных, крайних стадиях ишемической болезни сердца. Когда собственная сердечная мышца пациента  очень слаба, где необходимо восстановить не только кровоток мышцы сердца, но и нормализовать функции левого желудочка.  Не раз случалось спасать пациентов, производя экстренные вмешательства и реанимационные мероприятия, когда пациент находится «между жизнью и смертью». Бывали случаи, когда оперировать приходилось с утра и до утра следующего дня.

Успех любой операции зависит не только от кардиохирурга, но и, во многом, от команды врачей и медсестер, ассистирующих в ней. По какому принципу Вы подбираете себе ассистентов?

Формирование команды происходит задолго до проведения операций. На первом этапе критерием отбора является окончание медицинского ВУЗа, интернатуры, ординатуры.  Скажу больше: в медицину случайные люди не идут. В процессе обучения, стажировки начинающий хирург раскрывает свой потенциал и определяется его эффективность в выбранной специальности и ее направлениях. Затем он включается в команду профессионалов того направления, где были достигнуты наибольшие положительные результаты. Именно по такому принципу и сформирован штат сотрудников Федерального кардиоцентра. При таком первоначальном отборе можно быть уверенным в профессионализме любого участника из состава операционной бригады. Следующим этапом в этом процессе является сплоченность, проверяемая временем, внутри Центра и его отделений, где каждый врач своего направления способен эффективно отработать в операционной в любом составе операционной бригады, заменив заболевшего, ушедшего в отпуск и т.п. врача своего направления.

Проводили ли Вы операцию по пересадке сердца?

Нет. Наверное, для каждого кардиохирурга существует целый ряд операций, которые он планирует провести в своей профессиональной деятельности. Операция по пересадке сердца – в том числе. Уверен, такая возможность представится в моей будущей работе.

Для Вас профессия кардиохирурга – ремесло, искусство или промысел Божий?

Скорее всего – это искусство и промысел Божий. Ремеслом нашу профессию назвать было бы неправильно, так как, уходя в «сухое» выполнение операций – получаем проблемы. Проводимые нами операции, хотя и носят стандартное название – аортокоронарное шунтирование, но нельзя забывать, что на операционном столе пациент с индивидуальными особенностями организма и у каждого эта операция протекает по-разному. Кроме того – профессия кардиохирурга требует постоянного самосовершенствования и развития навыков. И, конечно, промысел Божий в нашей работе присутствует – порой мы видим настоящие чудеса в процессе операций.

Врачами и кардиохирургами, в частности, рождаются или становятся?

Полагаю, что и то и другое. Хорошим кардиохирургом можно родиться и достигнуть в профессии значительных высот с минимальными затратами, но можно и стать, при большом трудолюбии и отдаче, не имея большого генетического потенциала для врачевания. В любом случае – каждый займет свою нишу в медицине.

Что в Вашем понимании есть Жизнь и Смерть?

Жизнь – самое ценное, что есть у человека. Задача кардиохирурга – сделать все возможное для сохранения этой абсолютной ценности. Смерть – постоянный противник, противостоящий в этом поединке. Противник сильный, но кардиохирурги не из тех, кто перед ним преклоняется.

Как Вы относитесь к эвтаназии?

Ни при каких обстоятельствах я лично не стал бы заниматься эвтаназией и не дай Бог мне оказаться на месте пациента, просящего о ней. Кардиохирург борется за Жизнь, и воспринимать Смерть во благо ему не позволительно. Однако, вопрос достаточно многогранный и философский, ответить на него объективно – непросто.

Пофантазируем. Предположим, в кардиоцентр поступают два крайне тяжелых пациента. Влиятельный чиновник и врач. Оперировать обоих необходимо незамедлительно. Вы – единственный хирург и помочь сможете только одному из них. Кого будете оперировать?

У кардиохирургов не принято смотреть на лицевую часть истории болезни пациента, в плане его профессии. Для нас каждый человек – это, прежде всего пациент, которому необходима помощь. Поэтому, в данном случае я буду оценивать тяжесть случаев больных, оказывая помощь наиболее «тяжелому» из них. При равной тяжести – приложу все усилия для эффективного оперирования обоих одновременно. Скажу больше – подобная ситуация случалась в моей практике и случалась не однажды. При всей своей сложности мне все же удавалось в данных ситуациях оказывать помощь каждому из больных.

Существует ли энергетический контакт, метафизическая связь между хирургом и пациентом до проведения операции? Оказывает ли это обстоятельство влияние на эффективность проводимой операции и процесс выздоровления?

Конечно. Думаю, эту связь ощущает каждый практикующий врач. Тот пациент, кто настроен более оптимистично перед операцией и после нее – поправляется значительно быстрее, нежели пациент, испытывающий чувство страха и неуверенности до ее начала и после проведения. Со стороны же кардиохирурга, да и любого врача вообще, также существует энергетика, передающаяся больному, выражаемая в чувстве заботы и переживании за его здоровье. Я не понаслышке знаю, что такое переживание за больного – бессонные ночи в поисках нужного решения, огромное количество времени, проведенного на работе для оказания необходимой помощи, иногда в ущерб семейной жизни. Ведь для хорошего врача – пациенты как дети, о которых постоянно заботишься, думаешь и помогаешь в их скорейшем выздоровлении.

В случае если операция на сердце потребуется Вам, кому из врачей доверили себя бы в качестве пациента?

Любому из кардиохирургов, с которыми я работаю в настоящее время. Каждый из моих коллег – профессионал, способный справляться с любой задачей в области аортокоронарного шунтирования, в них я уверен как в самом себе. Но лучше – буду вести максимально здоровый образ жизни, позволяющий избежать хирургического вмешательства и поменьше думать о собственных болезнях, так как наше призвание – помогать больным, а не оказываться на их месте.

Что позволяет компенсировать те огромные физические и эмоциональные затраты, связанные с Вашей работой? В чем и как черпаете вдохновение?

Главный источник релаксации и отдыха – моя семья: у меня замечательная жена и две дочери. Это другой мир, позволяющий мне отключаться от сложностей в работе, и именно в нем происходят события, придающие мне сил в стенах кардиоцентра. Также занимаюсь спортом, увлекаюсь художественной и философской литературой, склеиванием моделей кораблей, отдыхом на природе и даче. Все это крайне необходимо в жизни любого врача, так как его способность отключаться от работы и черпать положительные эмоции в быту – залог эффективной и плодотворной работы в профессии.

Хотели ли Вы, что бы Ваши дети продолжили традицию семьи и пошли по стопам своих родителей, став врачами?

У меня две дочери, старшая из которых заканчивает среднюю школу и уже задумывается о выборе профессии. Я не агитирую ее за выбор профессии врача и тем более – специальности кардиохирурга, понимая какой это непростой труд. Принятие решения по этому вопросу оставляю за детьми, оставаясь при этом активным помощником и советчиком. Какой бы они выбор не сделали – он будет правильным.

Какой совет вы бы могли дать тем молодым людям, что находятся на этапе совершеннолетия и собираются стать медицинскими работниками, в частности кардиохирургами?

Необходимо максимально подробно изучить профессию медицинского работника до наступления совершеннолетия. Через Интернет, книги, опыт старших товарищей и родителей, связанных с этой профессией, пройти небольшую стажировку в качестве волонтера в больнице, прикоснуться к будущей работе. Понять свои внутренние потребности и необходимость при выборе именно этой профессии.

Какие человеческие качества обязательны в специальности кардиохирурга?

Прежде всего – целеустремленность, способность к самопожертвованию, фанатизму в хорошем смысле этого слова. И, как бы это странно не звучало – хорошими физическими данными, ведь кардиохирургия требует высокой отдачи и работоспособности.

Какие цели и задачи Вы ставите перед собой в данный момент? К каким высотам стремитесь?

Продолжить свою научную работу – сейчас я пишу докторскую диссертацию, расширять свой профессиональный кругозор, за счет стажировок и обучения в ведущих центрах кардиохирургии, контактов и общения с именитыми кардиохирургами России и зарубежья. Осваивать и внедрять новейшие методики и технологии  по операциям на сердце в моем кардиохирургическом отделении и совершенствовать уже имеющиеся, увеличивать спектр проводимых операций на базе нашего центра. Все планы достаточно конкретные и, я уверен, что они будут реализованы в ближайшее время.