Кто они такие, любители авторской песни?
ОбществоЯ 10 лет живу на Урале. Ну а как же быть на Урале и не посетить Ильменский фестиваль? Итак, мы с друзьями решились.
Этот фестиваль проводится с 1973 года, ежегодно собирает до 40 000 гостей. В разные годы его посещали такие авторы как Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дулов, Алексей Иващенко, Владимир Ланцберг, Олег Митяев.
Главный вопрос, который меня интересовал - кто такие любители авторской песни и что их объединяет?
Мы познакомились на фестивале с Артуром, он более 20 лет регулярно посещает Ильменский фестиваль. В руках гитара, рядом сын подыгрывает - дудит в свистульку. На коленях лежит пожелтевший песенник приличной толщины с аккуратно записанными текстами песен. Куртка и брюки защитного цвета, кирзовые сапоги, на носу очки, на голове фонарик, чтобы видно было тексты. Я про себя додумываю: «Наверно еще и грибник, и дачник, может немного охотник, собачник, инженер-технарь. А может быть и нет, но эти штрихи к портрету вполне вписались бы». Потрескивает поленьями костер, на тлеющих дровах закипает чайник. А мы говорили о фестивале, о бардовском движении и, конечно, пели песни под гитару. Я спросила Артура, о том, кто такие барды, и что их объединяет.
«Я считаю, бардовская песня- это не стиль. Вот пройдешь по лагерю, послушай, можно и рок-н-ролл услышать и очень мелодичные песни, и попсу. Бард – это человек, который сам сочиняет слова, музыку и обычно сам исполняет.
Бардовская и авторская песня, я считаю - это одно и то же. В ней исполнители выражают свои мысли. Раньше туристы, студенты, ученые ходили в походы, пели песни у костра. В 60-е годы движение собирало большое количество людей, и властям это сложно было контролировать. Авторскую песню даже запрещали. Суть в том, что это проявление живой, чистой мысли, которую сложно контролировать. Собираются люди и поют песни о том, что близко. И, быть может, о том, о чем нельзя было говорить открыто».
На фестивале все люди- братья. К любому подойди, заговори, тебя пригласят к своему костру, предложат рюмочку. Все очень по-доброму. Приезжают семьями, большими компаниями. Песни пронизаны ностальгией, сентиментальностью, светлой грустью. Дружба, любовь, добрая ирония, способность довольствоваться простыми вещами, природа, горы, озера, рядом родные люди, друзья, гитара, костер и добрая песня. Вероятно, это главные ценности, которые объединяют любителей авторской песни.
Фонд Олега Митяева называется «Светлое прошлое». О чем друзья ностальгируете, о чем грустите? У меня возникает ощущение, что вся жизненная энергия, она как будто растворилась в каких-то компромиссах и сконцентрировалась на тех ценностях, которые доступны каждому - семья, природа, друзья. В бардовской песне вы не встретите динамики, целеустремленности, свежего взгляда, импровизации, здесь нет покорения мира и смелых экспериментов, здесь нет моды и гламура, нет ярких восторгов. Здесь очень тихо и спокойно. Из бардов вряд ли вырастут яркие звезды. За все время пока существует это движение можно вспомнить едва ли 4-5 наиболее известных имен: Окуджава, Визбор, Никитины, Митяев, может кто-то еще, но на ум больше никто не вспоминается. Потому что коллектив, команда и индивидуальные ценности, амбиции и порывы находятся в противоречии. Потому что авторская песня- это песня-хобби, песня за столом на кухне с друзьями под рюмочку или на даче у костра.
Я не являюсь большим поклонником бардовской песни, но ко всему этому я отношусь с большой теплотой, потому что в каждом человеке, выросшем в советское время есть немного бардовского. Мне кажется новое поколение уже совсем другое, и у них совсем другие ценности. А мы, советские дети, мы так воспитаны, мы все оттуда, из «светлого прошлого».