Интуристы. Рекламный буклет по Южному Уралу
ОбществоФедеральная трасса М-5 (Москва-Пекин) по территории Челябинской области за сутки пропускает через себя более 20 000 транзитных автомобилей. Поворот на курорт Янган-Тау, рядом со станцией Кропачево, встречает машину липкой грязью и разбитым асфальтом. Отсюда начинается наше путешествие в Челябинск.
В деревне Малояз проживают мои дорогие и многочисленные родственники. Существует три населенных пункта с одинаковым названием, которые находятся рядом. Это Малояз башкирский, Малояз татарский и Малояз русский. Русский Малояз находится на территории Челябинской области, а два других - на территории Республики Башкортостан. Это родные и любимые места моего детства. И поэтому, про дорожные впечатления по пути от Челябинска до хлебосольного Малояза, всегда могу рассказывать часами.
Цветные витрины Седого Урала
Людям нравится путешествовать. Многие граждане путешествуют на машинах. Для любознательного туриста это прекрасная возможность остановиться в красивом месте. Проще говоря, где ему понравится. Что увидит и запомнит путник, который пересекает Челябинскую область на автомобиле? Какие эмоции получит за время, проведенное в дороге; от станции Кропачево до столицы Южного Урала - города Челябинска? Чему удивится странник в (нашем) сказочном и волшебном, реально мистически красивом уголке планеты Земля? Сколько денежных знаков оставит тут с легкой душой, прихватив по пути на свою родину уникальные уральские сувениры...?
Скажу прямо, на Южном Урале нет сильно высоких гор, которые числятся в числе самых знаменитых пиков мира. Пик Ленина, пик Победы на Тянь-Шане, Эльбрус на Кавказе, Хан-Тенгри - это младшие братишки мудрых Рифейских вершин. Уральские горы на своем веку видели много и еще помнят времена до появления молодых и высоких собратьев. Огромные богатства хранит в глубоких закромах и подземных кладовых Урал-батюшка. Геологическая наука насчитывает около 2 000 различных минералов. Из них более полутора тысяч в природе встречаются крайне редко. Всего 200-300 минералов составляют промышленную основу современной индустрии и техники. На Южном Урале науке известно более 190 разнообразных минералов. При этом десятки из них открыты только здесь. Как писал академик А.Е. Ферсман в 1912 году в журнале “Природа”: “Гордость Урала, единственные по своему богатству и красоте в Европе и Азии копи цветных минералов не только не описаны, но и мало нами посещались”.
В 1780 году уральский казак Прутов нашел в Уральских горах интересные камушки. Ильменские топазы положили начало открытию целой гаммы самоцветов от сапфира и рубина до прекрасного поделочного амозонита. В связи с этим “поэт” камня А.Е. Ферсман писал, что ни один район земной поверхности (кроме Мадагаскара) не может сравниться с Уралом по разнообразию и богатству драгоценного, особенно поделочного камня. Насчитывается 55 отдельных видов поделочных и драгоценных камней.
С 1991 года на автомагистрали М-5 стали открыто продаваться сувенирные изделия и ювелирные украшения из уральских самоцветов.
Для любознательного путешественника могу сказать, что уральские камни подразделяются: на драгоценные камни I порядка - алмаз, сапфир, рубин, александрит, изумруд; II порядка - турмалин, берилл, аквамарин, топаз, аметист, золотистый и дымчатый кварц; III порядка - хрусталь, дымчатый кварц, дымчатый и светлый аметист, халцедон, лунный камень, эпидот, пирит, рутил, янтарь.
К цветным камням I порядка относятся: амозонит, письменный гранит (еврейский камень), нефрит, орлец (радонит), розовый кварц, яшма, малахит; II порядка - известковый шпат, серпентинит (змеевик). плотный гипс, хлорит, лиственит. А какие красивые орнаменточные горные породы: гипс, мрамор, порфиры, граниты, диориты, сеннит, габбро и другие.
За долгие годы поездок (зимой и летом) по трассе М-5 у меня собралась замечательная коллекция уральских самоцветов. Придорожные торговцы сувенирами, иногда, наряду с ширпотребными изделиями, могут выставить на продажу произведения камнерезного искусства мирового уровня. Дело в том, что продавцы сами не разбираются в камнях, а торгуют тем товаром, который им дают на реализацию обработчики камня. А те, в свою очередь, берут поделочный материал у поисковиков-добытчиков, которые в короткое уральское лето ищут старые закопушки в тайге, а зимой - живут на проданные за бесценок минералы.
Придорожные базары вдоль трассы существуют только за счет проезжающих автомашин. В 2010 году ко мне приезжали родственники из Германии. На обратной дороге мы остановились у придорожного балаганчика на М-5. Бюргеры из земли Рейн-Вестфалия накупили за русские деньги кучу сувениров друзьям из “фатерлянда”. По отзывам, немецкие товарищи, которые получили сувениры из Челябинской области в виде поделок из уральских самоцветов, высоко оценили подарки и готовы принять еще. Городам Челябинской области, расположенным рядом с транспортной артерией М-5, необходимо использовать интенсивный трафик международной автомагистрали. Через 300 метров справа и слева от федеральной трассы начинаются муниципальные земли. Незамедлительно проектировать подведение различных коммуникаций и начинать строить, строить, строить. Рынок на коммуникациях - вечный рынок караванных путей во всем мире.
Все напасти эти - мы переживем
В Челябинской области на дороге М-5 не присутствует коммерческая наглядная информация. Нет развернутых указателей о достопримечательностях в городах и населенных пунктах по пути следования водителей. Вдоль трассы много памятников природы, сооружений исторического и культурного наследия. По хорошей дороге, 15-20 километров небольшой крюк для обзорной экскурсии. Такие места необходимо оборудовать охраняемыми парковками и зонами отдыха. В летнее время всегда найдутся желающие остановиться на ночлег в красивом месте. Организованный отдых водителей и пассажиров - мощный импульс придорожной торговле и рабочие места для жителей уральских моногородов. Нужны крупные инфраструктурные проекты. Города Сим, Миньяр, Юрюзань, Усть-Катав, Бакал, Златоуст, Миасс, Чебаркуль давно готовы интегрироваться в экономику федеральных денег. В экономику М-5.
Другие яркие впечатления. На федеральной трассе М-5 нет общественных туалетов. По закону, любая топливная автозаправка обязана приниматься в эксплуатацию только с санитарной-гигиенической кабиной для посетителей. Существуют ГОСТы на крупные придорожные заправочные комплексы на федеральных трассах. Их надо выполнять. Дорога дальняя. Всякое бывает. Иногда надо подмыть ребенка или помыться самому. А для этого нужна теплая вода и оборудованное помещение, чтобы переодеться, поправить прическу и привести себя в порядок. На этом участке М-5 только несколько придорожных комплексов располагают бесплатными условиями для отправления естественных надобностей. А вот помыть лицо или принять спокойно душ - проблема.
К федеральной трассе М-5 в ХХ веке не подведены коммуникации. В любое время года, продавцы в торговых павильонах на трассе радуются только электричеству. А про горячую воду и канализацию могут пока только мечтать. Федералы не дают строить придорожные капитальные сооружения, обещают реконструировать трассу с 1974 года, но денег не дают. Крайними остаются водители и их пассажиры. Не умыться, ни в туалет сходить по человечески. Все триста метров федеральной земли вдоль трассы превращаются в бесплатный туалет для транзитных пассажиров. Звери и птицы не рады такому соседству с человеком. Да и свободного места уже практически нет. 20 000 машин в день. Каждый пассажир, хотя бы один раз захочет сходить в туалет. Вот и посчитайте экономическую выгоду от платных, сверкающих кафелем, теплых туалетов...
Личное пожелание. На трассе М-5 в Челябинской области нужны аптечные пункты.
Есть американское слово - драгстер. Это придорожная закусочная с аптекой. Вся Америка поднялась на этом. Современная аптека это не только таблетки и лекарства, это сопутствующие товары для женщин, детей и пожилых людей. Выручка любой аптеки на трассе зависит от ассортимента и никогда не зависит от погоды. Она величина постоянная.
На челябинском участке М-5 аптеки находятся только в населенных пунктах. Так было раньше, но в ХХI веке это уже не смешно.
Качество жизни людей в автомобилях должно быть одинаковым по качеству с теми людьми, кто еще пока не знает, что такое трасса.
P.S.
Мне нравиться трасса М-5. И поэтому, про дорогу от Челябинска до хлебосольного Малояза - люблю рассказывать часами.