Единоверие. Саткинское викариатство

Общество
Уральские старообрядцы – чистые родники и каноны древлеправославия настоящего России. РПЦ на Поместном Соборе в 1971 году признало трагическую(странную) историческую ошибку. Дониконовские русские обряды и крестное знамение двумя перстами являются законной традицией православной церкви.

1938 год. Алтайский край. Барабинские степи. Репрессированная бабушка Анна молится по старой книге и крестится двумя перстами. В двуперстном сложении своя правда и энергетика. Большой палец правой руки, мизинец и безымянный складываем щепотью вместе. Это символ Святой Троицы. Средний и указательный пальцы выпрямлены и соединены между собой. Указательный перст держится прямо, а средний палец слегка согнут. Указательный и средний пальцы символизируют две природы в душе — божественную и человеческую, причем согнутый средний палец говорит о унижении божественной природы перед человеческой.


Златоустовский уезд Уфимской губернии

В 1708 году в России было принято новое административное деление. Территория Уфимской губернии с 1708 года входила в Казанскую губернию. В 1744 году была создана новая Оренбургская губерния. В нее перешли земли в изначальных границах Уфимской губернии. И только в 1865 году образовалась самостоятельная административно-территориальная единица государства российского - Уфимская губерния. Она включала в себя: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Златоустовский, Мензелинский и Стерлитамакский уезды. Хронология появления административно-территориальных образований поможет внимательному читателю расставить акценты в истории саткинского периода старообрядчества.

В 1666 году на Московском поместном соборе православной церкви произошел окончательный раскол. Причины этого длящегося до сих пор явления обсуждают историки и политологи. Чего было в этом событии больше? Одни ученые склоняются к сугубо политической версии. Государство российское к концу XVII века приходит к мысли о том, что власть хоть и дана от бога, но принадлежит государственным людям. Вторая версия историков изучает тему конспирологической борьбы за власть внутри самой русской церкви. Главный момент - борьба была инспирирована не изнутри, а навязана извне политическими методами. Так или иначе, но события собора 1666 года предопределили на 200 лет вперед возрождение и закрепление основ истинно-православной церкви (ИПЦ) в Златоустовском уезде Уфимской губернии.

Политические авуары старообрядцев

Фамилии многих богатых купцов XVIII века и известных в России капиталистов XIX века принадлежали старообрядцам. Причин этому много. 200 лет политических и экономических репрессий не прошли даром. Целые поколения хранителей старой веры стали основой государственного строя России. Государству в ту пору надо было расти вширь - в сторону Сибири и дальнего Востока. С Черного моря постоянно ощущалось дыхание войны. На русской Балтике строили флот. Государственные люди знали свои цели и пошли на политические послабления. В таких тяжелых экономических условиях старообрядцы уверенно сосуществовали наравне с другими конфессиями государства.

Научно-исторический факт. В 1702 году император Петр I посетил Выговскую пустынь - старообрядческое поселение на окраине империи. Царь Петр не затронул интересов старообрядцев. Говорят, на словах пообещал выговской пустыне конфессиональную автономию. Выдающийся историк - академик А.М. Панченко высказал мнение о том, что это не могло не произойти после того, как русский царь посетил Западную Европу. В его близком окружении тогда оказалось немало протестантов. На политические и экономические идеи которых он в дальнейшем опирался. А как известно, протестанты тоже потерпели кровавые гонения от католической инквизиции в Европе. Мировоззрение царя Петра – практицизм. И поэтому в своей внутригосударственной политике он вынужденно идет на компромиссы.

Молодой император смотрит на Запад. А на Западе разворачивается борьба за веротерпимость. Горящим очагом такой борьбы становится Голландия, в ту пору самое свободное по нравам государство Европы. В Голландии в то время уже издавались печатные сочинения известных государственников по вопросам толерантности. Один из таких авторов, мыслитель Джон Локк настойчиво повторяет, «что у церкви и государства разные цели и соответственно разные обязанности. Церковь заботится о спасении душ верующих, то есть о вечных ценностях. Государство заботится о земном бытии своих членов и подданных, т. е. о их процветании и безопасном общежитии. Если некое культовое сообщество становится помехой этому, государство вправе (и даже обязано) вмешаться».

Петр I государственный человек. Он начинает церковную реформу и запрещает строить новые монастыри в Сибири. В 1701 году им был восстановлен Монастырский приказ в ведение которого отошли не только кадровые дела русской церкви. Экономика и бюджет патриаршего двора, архиерейских домов и монастырских земель переходит в руки государства. Царские указы ограничивают самостоятельность и независимость духовного чина от светской власти. Под жесткую руку Петра попадают монастыри. Действующим монахам было приказано оставаться только в тех монастырях, где их застанут особые переписчики Монастырского приказа. Из монастырей выселили весь сброд, всех непостриженных в монахи подозрительных людей. Женским монастырям дали право постригать в монахини женщин только после сорокалетнего возраста.

Православная общая касса

Петру I нужны были деньги на войну. Он настойчиво проводит церковную реформу и разрешает существовать старообрядцам в государстве. За это накладывает на них дополнительные налоги. Борьбу против формальных старых церковных обрядов продолжают с помощью фальсификаций. Священный Синод на долгие годы становится центром подготовки идеологических диверсий против старообрядцев. И как во всякой идеологической борьбе независимыми судьями выступают материальные соображения. В дело подключилась внутрицерковная коррупция. После петровских реформ денежное содержание официальных православных служителей значительно уменьшилось. И начался отток образованных церковных кадров к старообрядцам. Богатое старообрядческое купечество щедро вознаграждало таких священников повышенным денежным содержанием. Вначале «новых» старообрядческих священников принимали через перекрещивание. Перекрещивали погружением под воду в полном облачении духовного лица.

По кадровому вопросу и произошли расхождения уже между старообрядцами. Примерно в середине 1700-х годов диакон Александр (?), сам перешедший из официальной Церкви, сделал заявление о том, что действующая никонианская Церковь не может рассматриваться как еретическая. Ошибки де-носят лишь обрядовый характер. Переходящий из нее священник должен приниматься старообрядцами без перекрещивания, будь он простой мирянин или духовное лицо. В результате такой пропагандистской работы старообрядческий Собор 1779 года постановил прекратить перекрещивание и разрешил принимать своих братьев православных миропомазанием. Так начало зарождаться православное реформаторство. Название подобрали славное – единоверие. Одна вера, один бог, одна правда.

Умные люди из числа старообрядцев долгие годы готовили внутриконфессиальную реформу. Одним из инициаторов этого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря инок Никодим. В 1781 году по совету графа Румянцева-Задунайского через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) Никодим направил в Санкт-Петербург письмо с изложением своего взгляда на решение проблемы. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали реформаторские устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку. Однако после подачи своего прошения инок Никодим скоропостижно(?) скончался.

История не стоит на месте. Реформаторское дело сдвинулось с мертвой точки. При поддержки без малого 1500 старообрядцев, инок Никодим в прошении на имя Императрицы и Святейшего Синода изложил условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью. Прогрессивное духовенство и государственные люди в Синоде приняли новые правила игры. В 1800 году Синод Русской православной церкви официально провозгласил единоверчество со священством, служащим по старым книгам - действующим в составе единых "никонианских" епархий.

ХХ век. Златоустовский уезд Уфимской губернии

Приближается первая мировая война. На I Всероссийском единоверческом съезде 1912 года в Петербурге подано прошение императору о переименовании единоверцев в православных старообрядцев. Единоверцы добивались такого равенства с середины XIX века. К концу 1917 года у зарегистрированных единоверческих общин России существовало примерно 600 церквей, постоянно действовало несколько монастырей. Один из них – Воскресенский Златоустовский единоверческий монастырь рядом с городом Саткой. Должности викарных единоверческих епископов были установлены в большинстве официальных епархий лишь только после 1917 года.

С этого места в нашем повествовании появляется личность, которая и ввела в историю православия термин «истинно-православные христиане». Имя этого человека в миру – Александр Алексеевич, князь Ухтомский. Перед революцией 1917 года этот человек возглавил Уфимскую епархию. И начал подготовку к переходу Церкви на нелегальное положение. Надо сказать, что после войны 1904-1905 года у владыки Андрея появилось предчувствие гонений на христиан. Единственный путь сохранить веру и Церковь от уничтожения был сохранить тайное служение по образу древних.

Достоверно известно, что находясь в управлении с 1911 года Сухумской епархией, Андрей Ухтомский основал в глубоких ущельях и горах Кавказа ряд тайных скитов и монастырей, которые впоследствии при большевиках сделались твердым оплотом Церкви. В 1912 году по благословению епископа Андрея был основан тайный пещерный скит в честь Преображения Господня, который и ныне является действующим духовным местом старообрядческих общин России.

С 22 декабря 1913 года епископ Уфимский и Мензелинский Андрей принимает управление епархией. Время было тяжелое. Перед войной 1914 года из обращения начинает пропадать золотая и серебряная монета, в ходу остаются ассигнации. Епископ Андрей принимает меры по организации в глухих районах Уфимской епархии в 1914-1916 году нескольких потаенных мест, пригодных для проживания людей и хранения материальных и духовных ценностей. Имеются точные данные, что такие специально оборудованные места были (и может есть до сих пор) на территории Саткинского округа и в Белорецком районе Башкирии.

Советский период жизни патриарха Единоверия

Епископ Уфимский Андрей поддержал Февральскую революцию. Он считал, что она будет способствовать освобождению церкви от давления со стороны государства. 14 апреля 1917 года епископ Андрей Ухтомский вошёл в состав Святейшего Синода. Владыко Андрей участник Поместного Собора 1917—1918 года, активно участвовал в совещаниях Собора по воссоединению со старообрядцами. С января 1919 года епископ Саткинский единоверческий и первоиерарх всех единоверцев. Член созданного осенью 1918 года Сибирского Временного Высшего церковного управления. Андрей Ухтомский руководил духовенством 3-й армии адмирала А. В. Колчака.

После разгрома 3-й армии Колчака Андрей Ухтомский был арестован и находится в тюрьме в Томске. С марта по октябрь 1921 года содержится в Омской тюрьме, а в ноябре 1921 — августе 1922 года — во внутренней тюрьме ВЧК-ГПУ в Москве. Сотрудники органов ВЧК-ГПУ «работали» с Андреем Ухтомским по вопросу привлечения на свою сторону. Он даже был освобожден из тюремного заключения и назначен новой церковной властью архиепископом Томским, но к управлению этой епархией не приступил, а выехал в Уфу.

Андрей Ухтомский вернулся в ноябре 1922 года в Уфу, где предпринял ряд архиерейских хиротоний для нужд Уфимской епархии. И начал готовить уход в катакомбную церковь. Вместе с епископом Николаем (Ипатовым) им было рукоположено сразу несколько епископов, среди которых, как “катакомбных” архиереев, можно назвать: Марка (Боголюбова) епископа Стерлитамакского (†1935), Аввакума (Боровкова) епископа Староуфимского (†1937), Вениамина (Троицкого) епископа Байкинского (†1937). Деятельными катакомбными иерархами впоследствии становятся: Иов (Гречишкин) викарий Уфимский (†1936), рукоположенный в 1924 году; Руфин (Брехов) епископ Саткинский (†1937). Всего при участии архиепископа Андрея Ухтомского в период с 1922 по 1933 годы было рукоположено около 40 архиереев, большинство из которых приняли самое непосредственное участие в организации Катакомбной Церкви.

В начале 1923 в очередной раз арестован, 24 февраля 1923 приговорен к трём годам ссылки и выслан в Ташкент. В июне 1923 арестован в Ташкенте, выслан в город Теджен. В ноябре 1923 арестован в Теджене, до ноября 1924 находился под арестом в Ташкенте, затем отправлен по этапу в Москву, откуда вновь выслан в Теджен, затем в Ашхабад. Всегда считал, что является старообрядческим епископом с 1919 года, когда согласился на избрание единоверческим архиереем. Вместе с епископом Руфином (Бреховым) рукоположил для старообрядцев епископа Климента (Логинова).

В конце 1926 года Андрей Ухтомский возвратился в Уфу, объявил епархию автокефальной, не признавал права Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Продолжил совершать тайные хиротонии епископов. Создавал материальную инфраструктуру Истинно-православной («катакомбной») церкви. 14 апреля 1932 года арестован по делу Московского «филиала» Истинно-Православной церкви. 7 июля 1932 приговорен к трём годам ссылки, выслан в Алма-Ату. 19 сентября 1932 года получил Святые Дары и Миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия.

Весной 1934 года арестован в Алма-Ате, отправлен в Бутырскую тюрьму в Москву. 14 мая 1934 года приговорён к трём годам заключения, отправлен в Ярославский политизолятор. 27 марта 1937 года вновь осуждён на три года ИТЛ, отправлен в Рыбинск. 3 сентября 1937 года приговорен тройкой УНКВД по Ярославской области к расстрелу. На следующий день расстрелян. Причислен к лику святых Русской православной церковью за границей в 1981. Существует точка зрения, согласно которой некоторые архиереи, поставленные владыкой Андреем и его ближайшими соратниками, оставались в живых вплоть до 1960—1990-х годов, сохраняя церковную организацию и периодически проводя тайные соборы.

Саткинское викариатство

Епископ Петр - в миру Фёдор Стефанович Гасилов.

Даты жизни: 20 апреля (3 мая) 1869 года — 19 января 1938 года — епископ Русской православной церкви, епископ Сызранский, викарий Самарской епархии. 21 декабря 1922 года в Уфе хиротонисан в единоверческого епископа Саткинского, викария Уфимской епархии. В хиротонии участвовал Иоанн (Поярков), епископ Давлекановский, викарий Уфимской епархии.


Епи?скоп Руфи?н - в миру Рома?н Ива?нович Бре?хов.

Даты жизни: 1882 год (по другим данным — 1894), деревня Шуртань, Красноуфимский уезд, Кунгурский округ, Пермская губерния — 1937 год.

7 мая 1925 года в городе Теджене хиротонисан архиепископом Андреем (Ухтомским) и епископом Львом (Черепановым) в единоверческого епископа Саткинского и Игринского, викария Уфимской епархии.

3 сентября 1925 года вместе с владыкой Андреем (Ухтомским) рукоположил для старообрядцев «беглопоповского» толка епископа Климента (Логинова). После отбытия ссылки жил в городе Сатке, где управлял своим викариатством. Не признавал юрисдикции Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

12 октября 1931 года был приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58 п. 10 УК РСФСР к трём годам ссылки в Северный край «за контрреволюционную пропаганду и агитацию». Затем жил в Уфе, где окормлял сторонников владыки Андрея (Ухтомского). Служил в Крестовоздвиженской церкви города Уфы.

Арестован и расстрелян в 1937 году.


Вассия?н, также Васи?лий, в миру Ива?н Фёдорович Верете?нников.

20 сентября 1926 года рукоположен во единоверческого епископа Саткинского, по некоторым сведениям, хиротонию возглавил епископ Андрей (Ухтомский). Прибыл на кафедру в октябре 1926 года.

5 мая 1931 года заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что епископ Вассиан находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В середине 1930-х годов Саткинская и Керженская кафедра была первенствующей среди единоверцев, Вассиан управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР. Саткинского архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения.

2 марта 1936 года епископ Вассиан был арестован сотрудниками Саткинского райотдела ОГПУ по Уралу на основании доноса диакона. В ходе работы специальной коллегии Челябинского области суда 21-22 апреля 1936 года епископ Вассиан частично признал свою вину и был приговорён к 10 годам тюремного заключения. После 5 июня 1936 года архиерея Вассиана для отбытия наказания направили в Сиблаг НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская область).

Епископ Вассиан вновь был арестован в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага на основании заключения местного следователя от 28 сентября 1937 года: «З/к Веретенников Иван Федорович достаточно изобличается в том, что, находясь в подконвойном лагере, среди заключенных проводил антисоветскую агитацию, являясь членом контрреволюционной группы, ставившей целью подрыв авторитета советской власти».

28 октября 1937 года 18 заключённых, в том числе епископ Вассиан, были приговорены к расстрелу постановлением тройки УНКВД по Новосибирской области.

Расстрелян 31 октября 1937 года (по другим данным 3 ноября 1937).

Единоверческие Саткинские епископы

Петр (Гасилов) (21 декабря 1922 года - 11 февраля 1924 года) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии.

Руфин (Брехов) (7 мая 1925 года - 1930 год) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии.

Вассиан (Веретенников) (20 сентября 1926 года - март 1937 года) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии.