Вчера завершился региональный фестиваль "Сцена-2008". Главные его награды достались психологическому театру. Таковы предпочтения членов жюри, приехавших из Москвы и Екатеринбурга.
Апологеты психологического театра по достоинству оценили очень профессиональную работу Златоустовского театра "Омнибус". Поэтому "Тартюф" в постановке Бориса Горбачевского собрал на областном фестивале целый букет премий: этот спектакль признан лучшим, Максим Фаустов, сыгравший зловещего Тартюфа, получил премию за лучшую мужскую роль. Лучшие мужская и женская роли второго плана тоже остались за Златоустом.
Лучшим детским спектаклем стала поставленная Михаилом Филимоновым сказка "Ищи ветра в поле". Большинство остальных премий поделили между собой два спектакля: "Музыки и сигарет не хватит до весны" челябинского Камерного театра в постановке Олега Хапова и хореографическая притча "Аркаим", идущая в Концертном зале имени Прокофьева.
В молодежном спектакле про музыку и сигареты члены жюри тоже искали приметы психологического театра - и, что удивительно, нашли. Поэтому лучшими были названы режиссер этого спектакля и исполнители главных ролей, Юли и Августа, - Марина Гез и Петр Артемьев. Безусловно, молодую и талантливую команду Камерного театра необходимо было поддержать, но почему-то поиски психологических радостей заслонили собой другие типы театров.
Спектакль по пьесе современного французского автора Жана-Люка Лагарса "Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел", поставленный на малой сцене Челябинской драмы, стоил большего признания, чем получил. Пять актрис из этой постановки совершенно заслуженно получили приз "за лучший ансамбль" - в исполнительском мастерстве им поистине не было равных. Но помимо актерских работ французский спектакль отличается на редкость внятной режиссурой, благодаря чему спектакль этот становится авторским высказыванием. Такое редко встретишь в нынешнем театре. А если учесть, что это едва ли не первая постановка Лагарса на российской сцене - этого драматурга с его архисложными текстами еще не освоили русские режиссеры, - то этот спектакль можно без лишней скромности назвать событием. Возможно, свою негативную роль сыграла администрация драмтеатра: спектакль по Лагарсу почему-то не входил в конкурсную программу смотра...
Точно так же оригинальный спектакль Камерного театра по мотивам Достоевского-Честертона не получил должного внимания. В нем слишком мало психологизма и слишком много концептуального. Точно так же, как любопытная работа озерского театра "Наш дом" - молодой режиссер Леонид Брусов представлял свой первый спектакль на профессиональной сцене. Его "Свадьба", созданная по мотивам Чехова, не имела к Чехову никакого отношения, имея на это полное право. Пластическое решение спектакля и его сценография достойны как минимум уважения... Однако в этом черно-белом символическом театре, впервые проникшем на сцену маленького города Озерска, было еще меньше классического психологизма.
Мария Орлова