Серенада в стиле рок

Культура
В оперном театре готовится премьера комической оперы на мотоциклах

После двух недель репетиций режиссер Алексей Степанюк ставит обновленного "Севильского цирюльника". Действие перенесли в ХХ век: серенады под окном артисты поют в стиле рок.


Под конец сезона оперный театр планировал выпустить "Демона" в постановке того же Степанюка. Но "Демона" отложили и решили в "беспремьерное весеннее время" поставить "Севильского цирюльника" - его не было в афише уже полтора года, и зрители успели соскучиться по проверенной классике. Постановку предложили питерскому режиссеру Алексею Степанюку. "Цирюльника" он уже ставил, причем дважды - на итальянском языке. Но дело в том, что худрук театра Денис Северинов предложил режиссеру поставить не классический вариант оперы, а обновленный. Чтобы от классики осталась одна Севилья, а время и персонажи стали бы современными. Это предложение повергло именитого режиссера в эстетическое негодование: Степанюк называет все современные трактовки классического материала "хулиганством и искажением текста". Как можно перенести романтическую оперу с фижмами, реверансами и веерами в меркантильный и воинственный ХХ век? Как сказал Алексей Степанюк, после предложения Челябинского оперного театра его начали посещать "гробовые видения" и он чуть было не отказался от постановки вовсе.

Однако он приехал и в очень сжатые сроки - за две недели репетиций - ставит спектакль неожиданно для себя: действительно современный и на русском языке.

- Это опера чрезвычайно сложная и неудобная для режиссера, - признается Степанюк, - потому что она игровая, здесь каждую музыкальную фразу нужно драматически обыгрывать.

Режиссер в обновленном "Цирюльнике" предложил драматически обыграть весь ХХ век. Граф Альмавива будет петь свою каватину Розине на мотоцикле в сопровождении рок-музыкантов. Фигаро больше не цирюльник, а "крутой парень", зарабатывающий чем придется. Персонажи - в солдатском камуфляже, с автоматами наперевес - будут разъезжать в инвалидных колясках по частной клинике доктора Бортоло. Они будут одеты в брюки-клеш и рубашки-латино. Однако музыкальный текст остается в сохранности, и все действия героев будут строго соответствовать музыке. В исторической раме спектакля эта современная история должна обрести вневременное звучание. Внимательный зритель должен будет увидеть в новом "Цирюльнике" отсылки к мировому кинематографу: Степанюк, в частности, упоминал об очевидном влиянии на него Федерико Феллини с его ранним "Амаркордом" и зрелым "Восемь с половиной".

Еще одна вольность, которую позволил себе режиссер, - вставной номер, который сам Россини отдавал на откуп импровизации. Во этом номере героиня будет петь песню Мерилин Монро из кинофильма "В джазе только девушки".

Играть "Севильского цирюльника" будет молодежный, звездный состав нашего оперного театра. Альбина Гнедкова, Олеся Гордеева, Наталья Воронкина - в трех составах поют партию Розины. Денис Закиров, Николай Коновалов и Николай Глазков - за графа Альмавиву. Фигаро - Сергей Гордеев, Павел Калачев и Леонид Кучумов. Молодые исполнители, по словам режиссера, в обновленной версии "Цирюльника" - настоящая удача: у них меньше традиционных оперных штампов.

Премьера "Севильского цирюльника" состоится 30 мая. Уже на следующий день Алексей Степанюк уедет в Питер ставить в Мариинском театре "Очарованного странника" Родиона Щедрина.

Мария Орлова

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий