Редкие картины из Челябинска удивили москвичей

Культура
Павел Третьяков писал: "Для меня не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".

Основанная известным собирателем Государственная Третьяковская галерея отметила 150 лет. И почти десять лет один из лучших отечественных художественных центров представляет в своих залах собрания региональных музеев. Участниками проекта "Золотая карта России" были такие города, как Ярославль, Казань и Владимир. Челябинский музей моложе, но и в его коллекции есть произведения, достойные внимания самой взыскательной публики.

До открытия экспозиции остаются считанные часы, у челябинской делегации есть возможность увидеть неожиданные ракурсы Третьяковки. Оказывается, при галерее есть домовый храм святителя Николая в Толмачах. Искусствоведы считают, святое место защитило и себя, и бесценные холсты – в годы советской власти здесь было хранилище экспонатов галереи. Здесь любил бывать основатель галереи. У иконы Николая Угодника молился почетный гражданин Москвы Павел Третьяков. Основанный им "художественный музеум" второе столетие поддерживает интерес к творчеству русских мастеров. Это и определило задачу выставок, подобных челябинской. На ней представлены те произведения, которые могут удивить и столичную искушенную публику.

К примеру, единственный автопортрет Левицкого. В 1927 году произведение купила на блошином рынке в Петербурге москвичка Надежда Чернышова. Позже, когда она предложила двойную миниатюру закупочной комиссии Министерства культуры, специалисты могли только предполагать, кто автор и кто изображен на портретах. Шедевр отправили в челябинский музей как произведение неизвестного автора. История атрибуции растянулась на 30 лет. "И уже в Челябинске эти произведения были раскрыты. Распакованы их конверты, потому что там был бархат – и с оборотной стороны – сейчас это уже шелк в паспарту - на картоне было написано почерком XIX века: "Дмитрий Григорьевич Левицкий, Настасья Яковлевна Левицкая", – рассказывает Галина Трифонова, куратор русской коллекции Челябинского музея искусств. Первой авторство Левицкого установила сотрудница челябинского музея Антуанетта Козлова. После его неоднократно подтвердили крупные российские специалисты.

Авангардный портрет "Татлин и бандура" Веры Пестель попал в Челябинск в 1940-х годах волей случая. В искусстве тогда боролись с формализмом. И если бы не название "Кубизм. Музыкальные инструменты" и жанр – до 2000 года считалось, что это натюрморт, поклонники авангарда не увидели бы произведения, которое Малевич представлял своим студентам как эталонное.

Среди челябинских экспонатов и редкая парсуна – еще не икона, но уже не портрет – Александра Невского. Только в прошлом году выяснилось, что ею владел Василий Нарышкин, представитель царской семьи. В экспозиции также картины Венецианова, Шишкина, Крамского, Перова.

Эта экспозиция – сбывшаяся мечта челябинского художника – основоположника живописи в Челябинске Николая Русакова. Он учился в Москве, вырос на московских дрожжах и мечтал, чтобы его работы были выставлены в Третьяковке. Но в 1941 году художника расстреляли как врага народа. И вот теперь 21 работа представлена столичной публике. Если их оценят в столице, уверены искусствоведы, в художественном мире появится новое имя. Пока даже внучка художника Татьяна Семенова знает о деде, поклоннике Врубеля и Гогена, большей частью из рассказа челябинских искусствоведов. В семье его трагическая история долго умалчивалась. Бабушке посоветовали бежать из Челябинска. Собрав картины, она уехала в Москву к сыну. "Картины лежали в рулонах много лет. Все мое детство – это был главный приз в жизни, когда я уговаривала бабушку, и после уговоров мне разрешали развернуть эти работы и посмотреть", – вспоминает Татьяна Семенова, внучка Николая Русакова (Москва).

70 лет назад картины Николая Русакова, ученика Фешина и Коровина, озадачили выставочную комиссию, когда по просьбе Третьяковки для участия в выставке к 20-летию комсомола Николай Русаков прислал 10 необычных восточных холстов. "Выставком, обсуждая их, дал такие комментарии: "Это какая-то чудная романтика Челябинска! Художник талантливый, в нем все кипит!" И вместе с тем этим кипением он несколько ошарашил Выставком. Он решил взять только одну самую "спокойную" работу, и выбор пал на "Бархаму", - рассказывает Галина Трифонова, куратор русской коллекции челябинского музея искусств.

Героиня, к слову сказать, наша землячка – картина писалась в Аргаяшском районе. Эта работа Русакова из поздних. Несмотря на то, что 30-е годы годы оказались для художника мрачным периодом, его краски насыщенно пряные. Произведения Русакова отличаются внимательными натурными наблюдениями. Но мастер никогда не писал с натуры, она его сковывала. Фантазия и воображение – основные импульсы в творчестве Русакова. "Я никогда не видела этого художника, в Челябинске не была. Замечательно, что им занимаются, что монографию издали, подбор картин. Прекрасный художник, он просто достоин крупных собраний. И жаль, что его нет ни в Третьяковке, ни в Русском музее", – считает Алла Иванова, журналист ТРО "Союз", программа "Москва – Минск".

Не скрывают эмоций и организаторы, и зрители этой культурной командировки в столицу. Среди первых посетителей экспозиции – министр культуры Челябинской области Владимир Макаров, представители столичной художественной среды и специальный гость Олег Митяев. Почти уникальный случай в истории области: в долгий путь раритеты собирали… челябинские энергетики. Культурное спонсорство на Южном Урале – пока исключение из правил. "Те картины, которые экспонируются в Третьяковской галерее, они получили фактически вторую жизнь. Очень радостно видеть их в обновленных багетах с соответствующей подсветкой. Картины совершенно по-другому заиграли, задышали", – отмечает Владимир Фетисов, директор по общим вопросам ОАО "Челябэнергосбыт".

В Третьяковке показали только 68 картин. Это – часть челябинского собрания шедевров русской живописи XVIII-XX веков. Столичный зал для временных экспозиций больше вместить просто не может. Но главное – к путешествию оказались готовы не все раритеты, сетуют столичные искусствоведы. Чтобы избежать стресса двум картинам, это большой портрет Екатерины Алексеевны кисти Монье и "Прощание Гектора с Андромахой" Постникова – которые в годы войны были переданы Третьяковкой на Урал, их решили оставить в Челябинске. "Одно мы не взяли по состоянию сохранности – нельзя было перевозить, ее нужно было укрепить на месте. А поскольку в Челябинске нет нормальной реставрационной, не взяли еще одну работу, – объясняет Нина Дивова, заведующая отделом выставок Государственной Третьяковской галереи. – Поэтому данный вопрос надо поднимать, так как музею надо помогать. Важно, чтобы там были и квалифицированные реставраторы, и мастерская, оснащенная так, как требуется музею".

Сборы на выставку в Третьяковку обнажили давнюю проблему: фонды Челябинского музея искусств давно требуют дополнительных помещений. В коллекции – более 14 тысяч полотен, а в штате музея нет реставратора. "А ведь чем лучше хранятся картины в музеях, тем дольше их век, и тем больше их возможность быть показанными на выставках", – подчеркивает Станислав Ткаченко, директор Челябинского музея искусств.

Проблему обсуждают много лет. Пока она не решается, но можно оказать конкретную помощь некоторым произведениям. Так, одна из работ Айвазовского будет отреставрирована совместно Челябинской и Третьяковской галереями под наблюдением столичных специалистов. В целом московские искусствоведы отнеслись к челябинскому собранию с большим уважением. "Как патриот Третьяковки я бы не отказалась от таких работ", – призналась Лидия Иовлева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи.

Но Челябинская экспозиция будет в гостях у Третьяковки только до середины августа, а затем вновь вернется на Урал.

Ирина Коробейникова, Константин Дедков

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий