На оперной сцене Челябинска Фигаро из XX века

Культура
В предстоящую субботу, 30 мая, в Челябинском академическом театре оперы и балета имени Глинки состоится премьера комической оперы «Севильский цирюльник».

Это третья постановка шедевра Россини на оперной сцене Челябинска. Две предыдущие были созданы по классическим канонам. Действие нового спектакля перенесено в 50-60-ые годы прошлого столетия. Такую оригинальную версию, названную рестайлинговой, предложил питерскому режиссёру заслуженному деятелю искусств России Алексею Степанюку художественный руководитель театра Денис Северинов.

Сохраняя место действия и сюжетную линию, Степанюк переносит главных героев в другое, более суровое (послевоенное) время, в котором нет того романтизма и трепетности, которые были характерны для XIX века. Приняв идею Северинова, режиссёр объясняет это тем, что есть спектакли, которые нельзя переносить в другое время. Например, русские исторические оперы. Но есть вневременные сочинения, сюжеты которых могут развиваться в любом веке. Меняется лишь облик героев.

Действие осовремененного «Севильского цирюльника» происходит на площади ночной Севильи, в частной клинике доктора Бартоло. Главный герой Альмавива – представитель «золотой молодежи», богат, скуп, горд своим графским титулом. Каватину Розине он поёт в окружении рок-музыкантов. Розина напрочь лишена романтизма и комплексов. Она расположена к Альмавиве, но одновременно соблазняет лаборанта своего опекуна Бартоло и кокетничает с Фигаро. Старая Берта-медсестра и домоправительница Бартоло, втайне мечтая стать женой доктора, не прочь воспользоваться услугами других. Как тут не воскликнуть: «О времена, о нравы!».

Режиссёр придумал немало ситуаций и деталей, чтоб оправдать предложенную ему рестайлинговую версию. Например, в частной клинике доктора Бартоло господа разъезжают на инвалидных колясках, используя их для отдыха вместо кресел. Свою знаменитую каватину Розина поёт, лёжа в постели в роскошном белье. Фигаро – уже не цирюльник, бород не бреет, усов не стрижет, он крутой парень, прохиндей, человек без принципов и моральных устоев, зарабатывающий на чем угодно и как угодно. Ночной патруль, который вторгается в обитель Бартоло – это солдаты в камуфляже, в касках и с автоматами наперевес.

И всё, что делают герои спектакля – ползают, катаются на колясках, мотоцикле или замирают в стойках восточных единоборств – узнаваемо и будет понятно сегодняшнему зрителю. Музыкальный текст режиссёр не меняет, все остается в целости и сохранности. В новой постановке возникнут ассоциации с кинолентами того времени, с героями, которые были тогда кумирами, звёздами: Мерилин Монро, Элвис Пресли. Даже появится вставной номер, предусмотренный Россини. Когда переодетый Альмавива дает урок музыки Розине, прозвучит песенка из кинофильма «В джазе только девушки», которую героиня споёт под аккомпанемент возлюбленного на электрогитаре. И костюмы у героев из того недалёкого времени – стиляжные, пижонистые, с канареечными галстуками, брюками- клёш и приталенными пиджаками.

Вместе с режиссёром над новой версией оперы Россини фантазировали художник из Санкт-Петербурга заслуженный художник России Вячеслав Окунев, дирижёр Антон Гришанин. На сцене воплощали их замысел артисты Альбина Гнедкова, Олеся Гордеева, Наталья Воронкина (партия Розины), Денис Закиров, Николай Коновалов, Николай Глазков (Альмавива),Сергей Гордеев, Павел Калачев, Леонид Кучумов (Фигаро),Аркадий Зверев, Дмитрий Караваев, Юрий Никитин (Бартоло), Эрий Торопов, Михаил Коробейников(Базилио), Людмила Кладова, Мария Шевера, Клавдия Титова (Берта).

Помимо 30 мая челябинцы смогут увидеть премьерный спектакль ещё 26 июня.

Людмила Фёдорова

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий