В преддверии Новогодних праздников Государственная пожарная инспекция города Челябинска большое внимание уделяет безопасности людей.
На этой неделе состоялся показательный рейд по кафе и ночным клубам города с представителями СМИ. А до самого рейда, был проведен инструктаж и пресс-конференция с участием Главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору полковника внутренней службы Александром Рымаревым.
Как пояснил Александр Владимирович, такие рейды проводятся ежегодно. «К сожалению, когда мы делаем анализ обстановки с пожарами, особенно последние два года, мы констатируем факт резкого скачка – увеличения, как количества пожаров, и самое важное – очень резкий скачек увеличения гибели. При этом гибель людей в основном происходит в состоянии алкогольного опьянения».
5 декабря был год со дня трагедии в клубе «Хромая лошадь». Все мы помним, каким шоком это было для страны. Однако, несмотря на проверки и указания инспекторов, бизнес, по мнению Александра Рымарева, никак не отреагировал на исполнение предписания Госпожнадзора. Владельцы пытаются использовать каждый квадратный метр помещения для сдачи в аренду, но, когда дело касается безопасности, инспекторы непреклонны – они исполняют закон. Александр Владимирович не без оснований ругает бизнес: «Меня очень удивляет то, что после того, как государственный пожарный инспектор идет проверять, я получаю статьи из СМИ, о том, что госпожнадзор превышает требования, что мы «зверствуем» на этих объектах. Но, давайте договоримся, или мы будем требовать обеспечение безопасности или будем смотреть, кто какую прибыль должен получать. Для нас, как для Госпожнадзора, на первом месте – это обеспечение безопасности, а все стальное, уж извините, будет не важно. Запомните, раз и навсегда, никогда государственный пожарный инспектор ни к чему не придирается. Он только проверяет исполнение Федерального законодательства в области пожарной безопасности».
Александр Рымарев выразил возмущение владельцам бизнеса: «Почему все ждут инспектора, когда он придет и что-то скажет? За пожарную безопасность отвечает собственник, и, наверное, он должен знать, какое законодательство у нас существует на территории РФ. Ему же никто не рассказывает, как заработать те или иные деньги – он сам как-то ищет, а вот в плане обеспечения безопасности, должен кто-то прийти и сказать, вот, это очень возмущает. Я таким отвечаю – инспектор не обязан говорить, он пришел проверить то, как вы исполняете Федеральный закон».
На вопрос журналистов, как бизнес встречает инспекторов, Александр ответил, что случаи бывали разные, по опыту прошлого года иногда инспекторы приходили к закрытым дверям.
После пресс-конференции инспекторы и представители СМИ отправились на объекты. Сегодня мне предстоит побывать в двух заведениях.
В первый находится в центре города. Это объект Вадима Натанина, государственного инспектора города Челябинска по пожарному надзору. Вадим - пожарный во втором поколении. Спрашиваю его, есть ли какой-то страх, что выгонят. На что Вадим усмехается и говорит: «Мы живет в цивилизованной стране, в мегаполисе. Сейчас в основном все споры решаются в судах. А то, что не пустят и собак спустят – такого не будет. Могут двери не открыть». Но вопреки всем ожиданиям, нас встретили хорошо.
Это был ресторанный комплекс в центре города. На 3-х этажах разместились – пиццерия, английский паб и ресторан. Руководство комплекса показало нам всех входы и выходы из здания, которых оказалось пять. Вадим внимательно осматривал здание. Алена Викторовна, директор ресторанного комплекса с гордостью показывала свои владения, и, как у настоящей хозяйки, у нее все под контролем. По итогам прошлых проверок, им належало установить противопожарные двери. Вадим внимательно осматривает дверь. Годится. Все правильно. Я спрашиваю: «Что это за двери такие? В чем их особенность?». Главный инженер компании Александр поясняет: «Это специальная противопожарная дверь, она номерная, у нее есть свой паспорт. Такие двери должны быть в помещениях с повышенной пожарной опасностью, таких как, например, электрощитовая и теплоузел. На такую дверь дается гарантия, что степень ее огнестойкости 60 минут».
Внимательно осмотрев помещение, Вадим садится за не менее тщательное изучение документов. Руководство готовилось к проверке не один месяц. Перед инспектором пожарной безопасности выросла огромная стопка папок. Руководство комплекса с гордостью отмечает: «После прошлогодних проверок мы на каждом предприятии держим так называемую «Пожарную папочку», в которой собрано все, что касается безопасности. И вам легче и нам проще». Вадим поддерживает инициативу. Спрашиваю, следят ли они за последними изменениями законодательства? Конечно, следят, подтверждают они. Алена Дмитриевна, директор ресторанного комплекса в этой связи сразу же вспомнила про новые требования к планам эвакуации, которые делаются на флуоресцентной пленке. «В июле этого года вышли новые требования к ГОСТу, план эвакуации должен светиться в темноте, - говорит Александр, - В данный момент мы подписали договор с фирмой и наш заказ делается, на следующей неделе обещали завезти». К слову, план эвакуации с новыми требованиями стоит не так дорого.
Дирекция ресторанного комплекса ответственно отнеслась к безопасности людей. У них есть своя служба техники безопасности, свой инженер, который отслеживает новые нормативы и правила. Два раза в год проводят свои внутренние рейды по предприятиям, чтобы держать в тонусе и руководителя, и подчиненных. Приятно видеть компетентность руководителя в вопросах безопасности.
Мне было интересно узнать, с точки зрения бизнеса, что для них означают такие проверки. Алена Дмитриевна, директор комплекса без тени сомнения, уверенно говорит: «Я, как руководитель несу ответственность за жизнь своего коллектива, у меня порядка 80-100 человек, в зависимости от времени года. Где-то что-то, может, не знаю. Для меня очень важно знать, что я действую правильно. Проводя такие проверки мне лишний раз спокойнее, приходят специалисты и оценивают мою работу, что все ведется грамотно, правильно, что мои гости, приходя в заведение, находятся в безопасности. В случае чего, не дай Бог, конечно, повторения такой трагедии, которая была в Перми. Что может быть дороже жизни? Моей дочери 12 лет. Что случилось с владельцами и директорами «Хромой лошади»? Они сидят в тюрьмах, и, я считаю, понесли заслуженное наказание. У меня ребенок, за которого я несу ответственность, соответственно, нет ничего дороже человеческой жизни. А молодым и начинающим предпринимателям советую грамотно расставлять приоритеты в своей жизни и никогда не путать финансовую прибыль с какими-то глобальными вещами в жизни, потому что я считаю, что человеческая жизнь – это самое ценное».
Второе заведение, которое я осматривала с государственным инспектором города Челябинска по пожарному надзору находится в Ленинском районе. Мадина Велитченко сегодня проводит осмотр этого объекта, я следую за ней. Моложавая белокура женщина. Она с ходу видит недочеты и указывает мне на них. То, как она осматривала здание, мне напомнило экскурсию по музею – посмотрите налево, посмотрите направо. Сначала Мадина, как опытный экскурсовод описала объект: «Здание с чердачной кровлей. Прежде чем заходить внутрь, мы осматриваем здание – это самое главное». Мадина отметила, что нет указателя пожарного гидранта. Гидрант – это техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой. Указатель пожарного гидранта обязательно должен быть виден, чтобы машина могла подъехать и сориентироваться, где и на каком расстоянии находится объект.
Дальше мы попадаем в само здание, нас встречает заместитель генерального директора Ольга. В зале пусто, лишь один столик занят компанией из 6 человек. Играет приглушенная музыка, переливаются цветные огни. Ольга рассказывает, что у них сейчас идет ремонт. Начинаем осмотр. По итогам прошлогодней проверки решением суда деятельность кафе была приостановлена на 20 суток, поскольку были выявлены нарушения. Ольга с гордостью говорит, что нарушения были устранены в течение 17 дней.
Ольга, ведет нас в помещения, сокрытие от глаз посторонних, на первый этаж к выходу. Здание ветхое, местами отваливается краска и видны трещины. «Ремонт» - оправдывается Ольга. Мы понимающе киваем. Однако от зоркого взгляда Мадины ничего не ускользнет. «Могу обратить внимание, что электропроводка вся выполнена в гофре, ранее было предписание, что она не соответствует нормам электроэнергетики, не защищенная была. В данный момент все выполнено правильно, - говорит она, - Также не было светового табло «Выход». Видно, что работа ведется». Не успела Мадина похвалить кафе, как выявила нарушение – огнетушитель стоял на полу. Она сразу дает команду: «Огнетушители должны у вас быть подвешены на расстоянии 1,5 метра от уровня пола или по ГОСТ установлены в специальные короба». Ольга говорит, что это на время ремонта. Кроме того, по плану для них положено 5 огнетушителей, но они закупили 8, чтобы был запас. По прошлому году было отмечено нарушение – это замок на запасном выходе, который закрывается на ключ, сейчас они это исправили – вместо замка щеколда, которая легко открывается изнутри, что не маловажно при возникновении чрезвычайных ситуаций. Мадина указывает, что по ГОСТ 2009 года план эвакуации должен быть изменен, чтобы он светился в темноте. Ольга о новых правилах не слышала, но с готовностью пообещала все исправить.
Прошу Мадину помочь мне сделать кадр, чтобы было видно, что идет проверка. Идею с огнетушителем отметаю сразу, он стоит низко и его совсем не видно. Мадина возражает: «Нет, подождите, стоит и стоит, его не видно, между прочим! Напрасно вы на это не обращаете внимания. Я как посетитель не вижу этого огнетушителя, а он должен быть на видном месте».
После внимательного осмотра здания инспектор принялся за документы. Ольга внимательно слушает. После указанных замечаний она насторожилась. И вот, опять инспектор нашел недочет – нет приказа на ответственного по электроснабжению. Мадина говорит: «Мы вас каждый год будем проверять, вы на особом контроле – у вас заведение с массовым пребыванием людей. Вы ответственны за жизни людей».
Пока Мадина разбирала документы, подошел Генеральный директор кафе. С ходу ему рассказали о выявленных нарушениях. Он задумался, и уточнил, сможет ли он подъехать на консультацию по отделочным материалам для ремонта, который у них ведется. Получил добро. Относительно пиротехники руководство пояснило, что еще с прошлого года они запретили любое использование пиротехники в кафе, в целях общей безопасности. Директор пообещал устранить все недочеты в ближайшее время.
Обход здания завершен. Ольга осторожно тревожным голосом спрашивает: «К закрытию мы не готовимся?». По опыту прошлого года проверка была внезапной, а в этом году предупредили заранее. Мадина Велитченко сказала, что в ближайшее время будет внимательно изучать документы, а дальше посмотрит.
После проверки и найденных нарушений, я поинтересовалась, с точки зрения бизнеса, обустройство пожарной безопасности, сколько это стоит? Ольга ответила, что это очень дорого: «В прошлом году мы потратили около 70 тысяч. Мы, конечно, вкладывались. Самое дорогое – это были двери, которые мы долго ждали. По стенам у нас все нормально. Кресло стояло на пути эвакуации и препятствовало выходу людей, как нам сказали, убрали». В заключении посоветовала молодым и начинающим предпринимателям: «Нужно быть здоровым, меньше спать, очень сильно будет болеть голова. Если не потянешь, не стоит и начинать. Это очень тяжело, особенно, если переживаешь за свое предприятие, за людей, которые работают здесь. Любая приостановка деятельности – это приостановка заработной платы. Если хотите быть здоровыми, не занимайтесь этим, сидите дома».
Марьям Абдрахманова