Отбирают деньги, данные в качестве господдержки, на основании невыполнения всех критериев «динамичного развития бизнеса», которые придумали чиновники. Представители малого и среднего бизнеса, получившие субсидии, утверждают, что эти критерии «взяты с потолка» и выполнить их все просто нереально.
Получить господдержку и так непросто. Свыше 50% соискателей, претендующих на субсидию для первого взноса по лизингу, уплаты процентов по кредитам, развитие народных промыслов или реализацию соцориентированных проектов уходят от чиновников ни с чем. К примеру, в 2015 году область выдала субсидии только 99 из 205 претендентов. Причём многим оказали «из-за исчерпанности лимитов». Проще говоря, денег не хватило.
Нехватка денег в бюджете, похоже, очень серьёзная, раз выданные субсидии начали массово отбирать. Но зачем же их вообще тогда выдавали, если нет денег? Чтобы поставить галочки в отчётах о поддержке малого и среднего бизнеса?
Очень удобно: вроде как и бизнесу чиновник помогает, и деньги целы.
Олег Толмачев, директор челябинской компании по производству бутилированной воды, рассказал, как отбирают деньги. По его словам, фирма потратила 50 млн кредитных денег на новую производственную линию. У государства компания просит субсидию, чтобы компенсировать процент по кредиту. Затем начинаются работы по монтажу линии, переобучению персонала. Параллельно выплачивается тело кредита. Это период перехода на новые технологии, прибылей ещё нет. И вот Минэкономразвития говорит:6 так, это почему у вас вместо 245 сотрудников по формуле среднесписочного состава только 244? Возвращайте деньги!
Геннадий Нечаев, чья компания производит оборудование для нефтегазового сектора, согласен, что с точки зрения «буквы закона», то есть подписанного соглашения, чиновники правы. Но есть же ещё и «дух закона»! На показатели компании Нечаева повлиял экономический спад. Число заказов упало, партнёры стали задерживать платежи.
А что же чиновники, разглагольствующие об антикризисных мерах? Потребовали вернуть субсидию. Где же «дух закона», в чём смысл такой фиктивной господдержки?
По словам Геннадия Нечаева, после модернизации производства и пуска новой линии по выпуску нетканого полотна показатели пошли вверх: вырос штат, увеличились налоговые отчисления. Но всё, чиновника, «поддерживающего малый и средний бизнес», это уже не интересует.
Челябинские предприниматели предлагают внедрить более долгосрочную методику оценки эффективности их деятельности. Один финансовый год – это ещё не показатель. Не случайно банки используют горизонт планирования и оценки в пять лет.
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Юрий Подшивалов отметил ещё одну проблему. Поскольку субсидия выдается в конце декабря, перед самым Новым годом, полученные деньги не могут улучшить показатели работы получателя.
Председатель челябинской городской Думы Станислав Мошаров обращает внимание на ухудшение инвестиционного климата в области. Число жалоб от обиженных предпринимателей растёт. Механизм ггосподдеержки малого и среднего бизнеса необходимо пересматривать.
Позицию минэкономразввития Челябинской области высказал заместитель министра Артем Новиков. Он утверждает, что предприниматели сами устанавливают показатели в соглашении, никто их не заставляет подписывать бумаги с нереальными цифрами. Чиновники только контролируют выполнение взятых бизнесменаами обязательств.
По мнению бизнес-омбудсмена Челябинской области Александра Гончарова, возврат субсидии должен происходить только в одном случае: при нецелевом расходовании средств.
И ещё один негативный момент: если у фирмы субсидию отозвали, она лишается права на получение господдержки в течение трёх лет. Вот такие «перегибы». Не поддержка бизнеса, а профанация.
Фото: vestinn.ru