Убийство прокурора – месть или «заказ»?
ПолитикаВ пятницу 13.01.2012 года состоялось прощание с Олегом Ухиным и его женой Ириной. В кинотеатр имени Пушкина, где проходила церемония, пришли родственники, друзья и коллеги погибших супругов.
Следствием уже озвучена основная версия трагической гибели четы Ухиных – убийство из мести, совершенное в состоянии аффекта предпринимателем Александром Баком. При поверхностном рассмотрении данная версия выглядит довольно убедительно: предприниматель, заливающий горе спиртным после развода с женой, подвергается с ее стороны иску о разделе имущества, в котором в качестве консультанта на стороне жены выступает бывший бухгалтер его фирмы – Ирина Ухина. Одновременное предательство двух близких женщин подтолкнуло Бака к совершению преступления. Злоупотребление спиртным и отчаяние – вот тот злополучный «коктейль», ставший роковым для Ухиных. Однако при внимательном ознакомлении с основной версией убийства возникает ряд вопросов, ставящих под сомнение состоятельность отрабатываемой версии. А именно:
- Мотив. Месть – достаточно крепкая основа прорабатываемой версии. Но не менее важным мотивом могла стать – профессиональная деятельность прокурора или Александра Бака. Напомню, Олег Ухин был прокурором отдела экономики областной прокуратуры. По свидетельству коллег и друзей – человек принципиальный, порядочный и не богатый. Бывало, не раз занимал на жизнь у своих друзей, что не удивительно – воспитывал двоих детей. Но это обстоятельство подчеркивает, что Олег уж точно не злоупотреблял служебным полномочием в корыстных целях.
- Состояние аффекта. Очень слабая сторона основной версии. Да, действительно, у Александра Бака был непростой период в личной и профессиональной жизни. Возможно, в этот период он злоупотреблял алкоголем. Но не будем забывать, Бак – предприниматель, глава фирмы и бизнесмен. Человек, без активного участия которого в управлении фирмой – деятельность компании была бы парализована в период его «запоя». Его коллеги и подчиненные подтверждают, что в последние месяца ушедшего года и первые недели 2012 года функционирование ООО «Уралтрактороцентр» шло в штатном режиме. По словам друзей – Александр Бак был человеком жизнерадостным, любящим как хорошо поработать, так и хорошо отдохнуть. А отдых Александр предпочитал активный – спорт, охота, красивые женщины, но не алкоголь! Допуская случай депрессии, заливаемой спиртным, каким образом можно объяснить обстоятельство того, что человек, находясь в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии похмелья, мог хладнокровно убить двух человек из пистолета, попав им точно в сердце? Напомню, в Ирину и Олега предприниматель по предварительным данным стрелял с расстояния в несколько метров. Выстрелов было два – по одной пуле на каждого. Бак хоть и был охотником, но подобная точность характерна больше для спецслужб или спортсменов, либо для «мокрых» дел мастеров.
- Орудие убийства. Загадка. По данным прокуратуры происхождение «ствола» отрабатывается оперативниками и является пока тайной следствия. Но занятно другое – по первоначальным данным выстрелы были произведены из ПМ. То есть калибр 9 мм. В дальнейшем поступила информация о том, что орудие убийства – газовый пистолет ИЖ, переделанный под боевой. То есть калибр 5,6 мм. По своим боевым характеристикам – и в первом и во втором случае – не лучшее оружие, мягко говоря. Радиус рассеивания на дистанции до 10 метров составляет 3,5-4 см! Т.е. «целился в грудь, а попал в руку». Попасть из такого оружия точно в цель непросто даже профессионалам. И только в том случае, если оружие хорошо пристреляно! В условиях нормальной видимости, а не в темноте. Бак не был сотрудником спецслужб. На охоту брал ружье, а в тир с незаконно приобретенным и переделанным оружием не ходил.
- Свидетели и очевидцы. На этапе расследования – это закрытая информация. Но однозначно следующее – в момент совершения преступления, около 8 часов утра в будний день, рядом с детским садиком, в который супруги отводили своего ребенка, их должно быть немало. Кроме того, на этапе расследования стала известна информация об автомобиле подозреваемого - Toyota Land Cruiser Prado белого цвета. Следовательно, свидетель или свидетели однозначно есть. Но смогут ли они опознать стрелявшего? В это время суток все еще темно и, по предварительным данным, подозреваемый стрелял из машины. Но был ли это Александр Бак или кто-то другой? Жертвой этих страшных событий, кроме Ирины и Олега, стал брат жены Александра получивший от подозреваемого ранение в живот. Странно, что «меткий стрелок» попал в живот, а не в грудь потерпевшему с гораздо меньшего расстояния, нежели при выстрелах в Олега и Ирину, в условиях хорошей видимости. Сейчас он в больнице, но, поправившись – станет ключевым участником случившихся событий, который сможет пролить свет на произошедшее.
- Хронология событий. Самая слабая сторона основной версии. Жители ближайшего дома от места происшествия, которые не видели, но слышали звуки выстрелов, подтверждают факт звука от двух выстрелов. Но между первым и вторым выстрелами прошло 4-5 минут! Первым выстрелом был поражен Олег Ухин, вторым – его жена. Эти обстоятельства в свете основной версии – абсолютно нелогичны. Если целью убийцы была Ирина Ухина, зачем первым стрелять в ее мужа? И затем ждать пока не подойдет Ирина? И в течение 4-5 минут отвечать на вопросы свидетелей и очевидцев, сбежавшихся на выстрелы? Затем сделать еще один прицельный выстрел и спокойно ехать к брату жены для расправы? Кроме того, зачем приезжать на такой заметной машине к месту совершения преступления, когда можно было подойти пешком, оставив автомобиль неподалеку? Очень важный момент – откуда Бак узнал, в какой садик и в какое время Олег и Ирина отводят ребенка? Приехал наугад или готовился к преступлению? Пока вопросов больше чем ответов.
- Следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Преступление раскрыли быстро. Очень быстро. Это и вызывает вопросы. За четыре часа с момента совершения преступления оно было раскрыто, а подозреваемый совершил самоубийство. Для огромного города с многомиллионным населением этот показатель свидетельствует либо о профессионализме и слаженности работы силовиков, либо о режиссированном заказном убийстве.
- Погоня, задержание, самоубийство. По данным представителей ГИБДД УМВД по Челябинску автомобиль подозреваемого был блокирован тремя машинами полиции в ходе погони на 16-м километре трассы Челябинск – Курган. После чего Александр Бак, не выходя из автомобиля, застрелился. Вызывает сомнение то обстоятельство, что Бак, решившись уходить от погони, был блокирован. На очень мощном внедорожнике, на широкой загородной трассе. Его автомобиль был способен развить скорость, значительно превосходящую скорость автомобилей работников ГИБДД и эффективно маневрировать не только на обочине, но и на пересеченной местности, да и в случае тарана – мог оказаться с минимальными повреждениями, без потери управляемости. Вместо этого Бак предпочел остановиться и выстрелить себе в голову. Весьма странное поведение для убийцы, уходящего от погони, на счету которого три жертвы.
Подводя итог всему вышесказанному: отрабатываемая версия об убийстве из мести – выглядит слабо аргументированной и не может являться основной. Гораздо более реальной выглядит версия заказного убийства. Убийства, совершенного не Александром
Баком, а профессиональным стрелком по заказу. Причем заказ был на всех троих и на Олега и Ирину Ухиных, и на Александра Бака.
Мотивом этого преступления могла стать профессиональная деятельность Александра Бака, возглавлявшего ООО «Уралтрактороцентр» – предприятия, являющегося ключевым дилером многих заводов по производству спецтехники и запчастей к ним. В том числе и дилером ООО «ЧТЗ-Уралтрак», который в декабре 2011 года получил крупный заказ на производство более 200 тракторов. Под этот заказ, а речь идет о сумме не менее одного миллиарда рублей, Александр Бак мог получить достаточно крупную сумму предоплаты от покупателей, среди которых могли оказаться компании, близкие к чиновникам, распределяющим бюджетные средства и силовым структурам, оказывающим им покровительство. О переведенных суммах знал Александр Бак и его бухгалтер – Ирина Ухина. Вследствие конфликта между предпринимателем и Ухиной, где последняя заняла сторону бывшей жены Бака, находящейся в процессе раздела имущества с бывшим супругом, возникла реальная угроза раскрытия всей схемы освоения бюджетных средств и лиц в ней задействованных. Эта угроза стала еще более реальной, когда Ирина Ухина привлекла к рассмотрению деятельности ООО «Уралтрактороцентр» своего мужа Олега Ухина – прокурора отдела экономики областной прокуратуры. И вот тогда «большие мужчины» и решились на заказ всех троих, дабы обезопасить себя от ненужного внимания со стороны более влиятельных структур.
Исполнителем, высоковероятно, был кто-то из числа хороших знакомых четы Ухиных. Возможно, коллега Олега или знакомый из других силовых структур. Тот, к кому он мог подойти на близкое расстояние для прицельного и рокового выстрела, тот, кто хорошо знал распорядок дня супругов, время, в которое они отводят ребенка в детсад, тот, кто был уверен в своей защищенности от вопросов следствия и розыскных мероприятий, тот, кто мог выждать 4-5 минут, находясь со смертельно раненым Олегом, дожидаясь Ирину и не вызывая при этом подозрений. Тот, кто цинично присутствовал на церемонии прощания в кинотеатре имени Пушкина.
Александра Бака убили раньше. И не факт, что на трассе. Брат его бывшей жены получил пулю в живот и выжил лишь потому, что будет нужен как свидетель, подтверждающий, что в него стрелял Бак, из того же пистолета, при помощи которого убили Ухиных. А после того как врачи достали его «с того света» и при грамотном изложении со стороны правоохранительных органов постулата о том, что «люди смертны, причем – внезапно смертны», он сможет подтвердить, что угодно, в том числе и то, что в него стрелял «сам Сатана».
Я буду внимательно следить за ходом расследования, о чем обязательно напишу в следующих статьях.
P.S. Есть-ли передел в сфере влияния среди силовых структур?
Комментарии прокурора Челябинской области Александра Войтовича