Выявленное наследие. Выпуск 99 Лучшие страницы истории Челябинского театра драмы

Краеведение
Медведев Николай Александрович (1898, Екатеринбург – 1968, Челябинск), заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР, главный режиссер Челябинского государственного академического театра драмы.

20-е гг. ХХ века – период становления советского театра. Не исключение и Челябинский театр драмы. Провинциальные театры не имели постоянной труппы, приглашенный режиссер набирал актеров, как правило, на один год. 1 декабря 1923 г. в театре был дан спектакль В. Андриевского «Гимн труду». В нем вместо лиц действовали отвлеченные символы: Идея со своим спутником Юностью оказалась в плену у Капитала, их спасает Труд; несмотря на жестокость Капитала, Идея неуязвима и торжествует вместе с Трудом. «…Пьеса имела большой успех. Зал был переполнен… лед между публикой и театром растаял… Публика начинает ценить работу драматического коллектива, и резко повысила посещаемость театра», – так писала челябинская газета «Советская правда». 

Режиссером спектакля был молодой актер труппы Васильева Н. А. Егоров-Медведев: тот самый Николай Александрович Медведев, который спустя два с половиной десятилетия станет главным режиссером Челябинского драматического театра. 

Начальный период биографии Н. А. Медведева связан с Екатеринбургом. Здесь он родился 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1898 г., окончил реальное училище, учился в Уральском горном институте. В этом городе началась его сценическая деятельность. Студентом он участвовал в постановках Екатеринбургского пролетарского театра (причем, и как актер, и как режиссер). Затем в 1918–1920 гг. служил в Красной Армии, где заведовал культпросветом запасных частей 5-й Красной Армии. В 1920–1922 гг. он – актер и режиссер екатеринбургских театров: показательного театра отдела народного образования и пролетарского театра. 

А потом началась обычная кочевая жизнь актера того времени. Как в калейдоскопе, мелькали города, где приходилось провести один, реже два театральных сезона: Челябинск, Сарапул, Семипалатинск, Самара, Пенза, Ульяновск, Ярославль, Оренбург, Сталинград… Росло мастерство, накапливался режиссерский опыт. Великая Отечественная война застала Медведева в Иркутске, где он проработал с 1939 по 1945 гг., после войны – четыре года в Казани. В 1949 г. Н. А. Медведев, уже будучи заслуженным деятелем искусств РСФСР (1945), вернулся на Урал, на этот раз в Челябинск, с которым он связал всю свою последующую жизнь, где его талант достиг наивысших вершин. С 1949 по 1954 гг. он был главным режиссером Челябинского драматического театра, а в 1954–1960 гг. его режиссером. 

1950-е годы, «медведевский период», можно с полным правом назвать лучшими страницами истории Челябинского театра драмы. Каждый вечер зал с трудом вмещал всех желающих посмотреть спектакль. Актеры известны и любимы в городе, на улице их узнают, а во время спектаклей в зале царит атмосфера восторженной влюбленности в кумиров. Н. А. Медведев, отличный организатор, подбирая актеров в труппу, обращал внимание не только на творческие возможности актера, но и на его личностные качества. К каждому актеру он был очень внимателен, но и требователен. В театре – жесткая дисциплина, опоздать на репетицию на 5 минут недопустимо не только для молодых актеров, но и для актеров со званием. Николай Александрович, истинный интеллигент, отдавал театру и актерам все, чем владел сам. Содружество профессиональной труппы с талантливым режиссером рождало спектакли-шедевры. 

Таким стал спектакль по роману «Анна Каренина» Л. Толстого (1950), открывший счет лучших работ театра 1950-х гг. Поставил его Н. А. Медведев. «Николай Александрович, – вспоминал народный артист РСФСР Е. И. Агеев, – был весьма эрудированным, начитанным человеком, владел иностранными языками и умел метко пользоваться латинскими и французскими выражениями. Но он никогда не делал это для того, чтобы “свою образованность показать,” а прибегал к ним, причем весьма тактично и остроумно, лишь для разрядки в напряженный момент работы с актерами». Н. А. Медведев был незаурядной личностью, способной исключительно спокойно, уверенно и без суеты руководить театром, который он отлично знал и беззаветно любил. «Понимание специфики актерского труда, умение выстроить спектакль, сформировать репертуар – все это у Николая Александровича было в гармонии». 

Вскоре Н. А. Медведева, как и весь театр, ждало серьезное испытание: первые гастроли за пределами Челябинской области, в театральный центр страны – Ленинград. Для искушенного ленинградского зрителя челябинцы привезли 10 спектаклей. Гастроли начались 25 июля 1950 г. на сцене Измайловского сада в одном из лучших залов, который был заполнен… на одну треть. Однако уже третий спектакль шел с аншлагом – и так до конца гастролей. Успех был настолько велик, спектакли произвели на ленинградцев такое ошеломляющее впечатление, что по просьбе зрителей гастроли были продлены и закончились только 8 октября! Об этом успехе писала и ленинградская пресса: «Челябинский театр назвать провинциальным было бы неверным и неточным. Та труппа, которую мы увидели, состоит из подлинных дарований, способных украсить любой столичный театр. Его спектакли показали, что в художественном творчестве нет грани между столицей и провинцией». 

1951 г. принес новый успех. Спектакль «Любовь Яровая» (К. Тренев) удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР, и сразу 6 человек стали ее лауреатами: постановщик спектакля Н. А. Медведев, художник Д. Д. Лидер, исполнители главных ролей Е. И. Агеев (Швандя), И. Г. Баратова (Панова), А. С. Лескова (Яровая), В. А. Южанов (Кошкин). Спектакль самым убедительным образом подтвердил любимое выражение Н. А. Медведева о том, что пятьдесят процентов успеха спектакля – это правильное распределение ролей. Он сам блестяще умел это делать, порой удивляя не только зрителя, но и самого актера, открывая в нем грани таланта, о которых тот и не подозревал. Вот один из примеров. Е. И. Агееву Медведев предложил сыграть Швандю, что было для него неожиданным, так как он когда-то играл в этой пьесе Кошкина, но помощь режиссера помогла ему перестроиться: «Мне не нужен в образе Шванди матрос-братишка. Нужно конкретное выражение той большой народной силы, которую разбудила революция. Вот это и надо играть прежде всего», – так Е. И. Агеев и сыграл эту роль. Спектакль «Любовь Яровая» был включен в гастрольную афишу театра в 1952 г. в Ленинграде – и вновь полный успех.

Медведев Н.А. Источник: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1428

Всего на сцене Челябинского театра драмы Н. А. Медведев поставил 27 спектаклей. Среди них: «Горе от ума» А. Грибоедова (1951), «Стакан воды» Э. Скриба (1954), «Собака на сене» Лопе де Веги (1958) и др. Несколько слов о последнем из названных: эта комедия и на сцене была блестящей, искрометной. Накануне постановки режиссеру подарили заграничный сувенир: зажигалку с изображением «писающего Амура». Николай Александрович попросил бутафоров сделать на основе этой скульптурки фонтан для спектакля. По ходу действия этот фонтан стал центром всех комических ситуаций. П. И. Кулешов, игравший роль Тристана, главного путаника и провокатора, во время каждого выхода на сцену «отмечался» у фонтана: пил воду, полоскал горло, умывался, брызгая на зрителей к их удовольствию. Так маленькая бытовая вещица помогла режиссеру найти верный тон комедии. Следует сказать, что Медведев выходил на сцену и в качестве актера, например, он играл Каренина в спектакле «Анна Каренина», Фамусова в «Горе от ума» А. Грибоедова и др. 

Не меньший след в истории культуры Челябинска Николай Александрович оставил и как главный режиссер телестудии. С 1961 году Медведев на открывшейся Челябинской студии телевидения – главный режиссер (создал художественную новеллу “Тимка”, прошедшую по Центральному телевидению, художественные телефильмы “Рожь зеленая”, “Когда в сердце тревога”, “Последняя песня” и другие), с 1963 года - режиссер редакции драматических передач. 

Челябинскому телевидению повезло, что у его истоков стояли такие крупные деятели, как Л. Л. Оболенский и Н. А. Медведев. Будучи театральным режиссером, Николай Александрович не только ставил телевизионные постановки, но и переносил на площадку телестудии спектакли театров Омска, Свердловска, Новосибирска, Челябинска, делая их телевизионную запись. Во время работы над телевизионными постановками в студии царила атмосфера творчества. Как и в театре, режиссер заражал всех участников постановки своим отношением к работе: актеров, операторов, осветителей, гримеров. 

По мнению искусствоведа Татьяны Палагиной (это её статья использована в данной публикации), значение творчества Н. А. Медведева, безусловно, выходит за рамки Челябинска, это театральный деятель российского масштаба.

Успенское кладбище. Январь 2012 года. Фото: Анатолий Глотов

В Челябинске на доме, где проживал Медведев, установлена мемориальная доска (1990).

Памятная доска. Июль 2017 года.  Фото: Ю. Латышев

В ОГАЧО хранится рукопись неопубликованной книги Ф. Р. Меньшикова «Этапы большого пути», посвященной жизни и творчеству Медведева.