Выявленное наследие. Выпуск 90. «Дядя Павлуша»

Краеведение
Бродячие артисты — супруги Нина и Павел Гаряновы — приобрели в революционной Москве старого-престарого петрушку, которому на тот момент было уже более ста лет. Эту куклу изготовил былинный кукольник И. С. Ефимов — последний носитель фамильного ремесла.

Картина художника Василия Неясова «Павел Гарянов».Источник: https://up74.ru/articles/obshchestvo/92732/

Гарянов (настоящая фамилия Голубев) Павел Абрамович родился в Чернигове в 1886 году. Окончил городскую ремесленную школу и с 13 лет начал трудиться. В 17-летнем возрасте поступил в Киевскую музыкально-театральную школу Н. В. Лысенко. Сценическую деятельность начал в 1905 г. в Черкассах. С 1908 работал в передвижных театрах. Тогда же судьба свела его с Ниной Адамовной Новицкой, получившей художественное образование в Петербурге. Она стала его женой. В автобиографии Гарянов писал: “...началась моя актерская жизнь, полная нужд, скитаний и голода. В годы своей юности я исколесил всю дореволюционную Россию вдоль и поперек, переиграл сотни ролей”. 

Мечта молодого актера о настоящей творческой работе осуществилась после встречи со знаменитым режиссёром Н. Н. Синельниковым. Под его руководством Гарянов несколько лет работал в Харькове и Киеве, стал зрелым актером. Впоследствии играл в театрах крупных провинциальных городов: Днепропетровска, Симбирска, Самары, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Саратова, Краснодара. Основные роли того периода: Фердинанд, Карл Моор, Хлестаков, Чацкий, герцог Рейхштадский (“Орленок” Ростана), Освальд (“Привидения”). Начал режиссерскую деятельность, написал несколько пьес для театра, работал педагогом в драматических школах и студиях. После революции 1917 года Гарянов создавал театры и руководил ими, готовил инструкторов театр. искусства, работал над новыми ролями. Боролся с формализмом и натурализмом в театр. искусстве, отстаивал принципы реализма. В годы Гражданской войны основал ДАРТ (Дом артиста), обслуживавший красноармейские части.

Павел Гарянов. 1912 год.  Источник: Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2015 – Челябинск, 2014

В конце 1920-х гг. актерская чета Н. А. и П. А. Гаряновых была приглашена на Урал. В Златоустовском театре имени Х годовщины Октября в 1928 году Гарянов дебютировал в пьесе «Яд» А. В. Луначарского. Играл здесь в спектаклях: «Любовь Яровая» К. Тренева, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Идиот» Ф. Достоевского, «Гамлет» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Квадратура круга» В. Катаева, «Волчья тропа», Н. Чернышевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Ревизор» Н. Гоголя. 

В одной из своих автобиографий П. А. Гарянов свидетельствует: «…В 1928 г. переехал на Урал, работал в театрах Тюмени, Тобольска, Кунгура, Сарапула и с 1932—1933 гг. в городе Челябинске… Основал и организовал вместе с артисткой Н. А. Гаряновой в 1929 г. детский кукольный театр, обслужил десятки и сотни тысяч ребят Челябинской, Свердловской и Обь-Иртышской области».

Нина и Павел Гаряновы. Источник: http://chelreglib.ru/ru/news/1809/

В Челябинске в начале 1930-х гг. спектакли марионеток от мастеров Гаряновых имели шумный успех, собирая детвору со всей округи. «Дядю Павлушу» с его куклами дети полюбили.  Вскоре в городе ходатайствовали присвоить этому, пока еще "бездомному кукольному театру" (у него не было своей площадки), статус государственного. В конце концов, в "кукольной артели" имелось уже немало работников: солдаты, петрушки, Пьеро, была даже кукла-негритёнок. 

В 1935 г. кукольному театру присвоили государственный статус, а 2 октября 1935 г. открылся его первый театральный сезон. В конце 1935 года обком постановил отдать под такие цели здание школы №4 по ул. Кирова, 52Б, (то самое, старинное здание, где сейчас находится кукольный — ул. Кирова, 8 — театр получил только в 1970-е годы). В 1936 году в Челябинске Гаряновы открыли первую в СССР школу кукловодов! 

В Челябинске Гаряновы были приняты в труппу гортеатра (так тогда назывался единственный в городе театр).  В Челябинском драматическом театре Гарянов сразу занял ведущее положение. Здесь он прослужил с 1933 года по 1958 год, создал много ярких полноценных сценических образов, свидетельствующих о высокой культуре и мастерстве актера, лучшие из которых – Репетилов, Мурзавецкий, доктор Дорн, Прибытков, Лоренцо, Горностаев, Стессель. Особенно памятными в истории театра являются 2 роли Гарянова: профессор Полежаев в “Беспокойной старости” С. Рахманова (1937) и Кутузов в “Фельдмаршале Кутузове” В. Соловьева (1940). Последнюю из них сам актер считал лучшей и любимой. “Роль, в которой я старался показать и простоту русского человека, и глубокое величие народного вождя-спасителя Родины. Этой ролью я болел. Ей я отдал все свое сердце и кровь”, – писал Гарянов.

П. А. Гарянов («дядя Павлуша») с маленькими зрителями. 1950-е гг. Источник: Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2015 – Челябинск, 2014

В 1957 г., получив поддержку режиссера Ю. Завадского и писателя А. Фадеева, Гарянов в Челябинском книжном издательстве выпустил книгу своих театральных записок «Актеры», которую высоко оценили известные деятели литературы и театра (Л. Никулин, Вл. Лидин, Б. Рябинин, А. Шмаков, Н. Медведев).

Павел Абрамович Гарянов в роли М.И. Кутузова. Источник: http://chelreglib.ru/ru/news/1809/

Умер Павел Гарянов в 1963 году, его могила находится на Успенском кладбище в Челябинске.

Могила П.А. Гарянова на Успенском кладбище. 2014 г. Фото: Ю. Латышев