Выявленное наследие. Выпуск 89. Эмоциональная Изабелла

Краеведение
Артистка Изабелла Баратова была человеком сердечным и отзывчивым, импульсивным и эмоциональным. "На репетициях, - как вспоминал народный артист РСФСР В. И. Милосердов, - Баратова любила поговорить, она долго и обстоятельно могла фантазировать о своей роли и о других персонажах, трактуя их на свой лад. И если режиссер тоже попадался "говорун", то оба могли столько нагородить, что потом с трудом выбирались из "нарубленных дров".

Самая подробная биография заслуженной артистки Российской Федерации Изабеллы Григорьевны Баратовой написана Челябинским историком Татьяной Палагиной.

Изабелла Григорьевна Баратова в роли Дианы  (В. Минко. "Не называя фамилий". 1954 г.) Источник: http://resources.chelreglib.ru:6007/el_izdan/kalend2006/barat.htm

Изабелла Баратова родилась в 1906 году в еврейской семье в городе Одессе. Отец умер в год рождения дочери, и девочка воспитывалась матерью - учительницей музыки. Изабелла росла подвижным, музыкально одаренным ребенком. Она хорошо училась в гимназии, впоследствии преобразованной в школу II ступени (1914-1922 гг.). Еще до окончания школы начала заниматься в Одесской драматической школе А. П. Харламова (1922-1924 гг.). Завершив обучение в школе, поступила одновременно в два учебных заведения: в Одесскую консерваторию по классу фортепиано, которую так и не закончила, и в Хореографическую школу под руководством Е. П. Короссо (1923-1924 гг.). В 1924 г. И. Г. Баратова успешно прошла стажировку в Одесском русском драматическом театре, где получила квалификацию актрисы. В этом театре она и начала работать. Потом, как в калейдоскопе, сменялись города: Казань, Новочеркасск, Смоленск, Сталинград, Днепропетровск, - и снова родная Одесса (1933 г.). Возможно, Одесскому русскому драматическому театру актриса отдала бы весь свой талант, посвятила всю творческую жизнь, если бы не война.

Изабелла Баратова в спектакле «Евгений Онегин», 1938 год.Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/335809/foto/

В 1941 г. она эвакуировалась в Йошкар-Олу, затем Казань, а в 1943 г. ее перевели в Челябинский театр драмы, на сцене которого Баратова проработала до конца своих дней с 6-летним перерывом (1957-1963 гг.) - годами работы в Омском драматическом театре. В Челябинске с наибольшей полнотой раскрылось артистическое дарование Изабеллы Григорьевны. Она очень быстро заслужила любовь зрителей и стала ведущей актрисой театра.

Изабелла Баратова в спектакле «Три сестры». 1944 год. Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/335809/foto/

Изабелла Григорьевна с большим успехом играла роли как классического русского и зарубежного репертуара, так и советского. Все без исключения работы актрисы отличались безукоризненным вкусом, глубокой и интересной разработкой характеров, высокой культурой исполнительского мастерства. Она умела донести до зрителя душевное тепло, сердечность, внутреннюю жизнь своих героинь. Творческая палитра актрисы была необычайно разнообразна. Особенно удавались ей роли, требующие тонкого психологического анализа, глубокого проникновения в сущность характера: Раневская ("Вишневый сад" А. Чехова), Диана ("Не называя фамилий" В. Минко), Малютина ("Персональное дело" А. Штейна), Мадам Сессель ("Порт Артур" А. Степанова), Мурзавецкая ("Волки и овцы" А. Островского), Филумена ("Филумена Мартурано" Э. де Филиппо) и др. Например, в создании образа Мадлен из "Сиреневого сада" Ц. Солодаря ею использованы средства гротеска. Героиня Баратовой - вульгарная, безграмотная особа, тратившая время на пустую чрезмерную погоню за модой. Совершенно иными средствами изображена Павла Панова из спектакля "Любовь Яровая" К. Тренева. Об этой работе И. Г. Баратовой писали много: о том, что ей удалось показать "духовную опустошенность Пановой, цинизм, ненависть к революции. Однако образ, созданный Баратовой, намного сложнее и интереснее, чем трафаретные представления об этой героине. Панова в ее исполнении - красивая и сильная женщина. Несмотря на то, что она надломлена горем, - это женщина, сознающая свою обреченность, побежденная, но несдающаяся. Неслучайно за исполнение этой роли И. Г. Баратова была удостоена Государственной (Сталинской) премии в 1952 г., а вскоре, в 1957 г., она получила звание заслуженной артистки РСФСР. 

Перед спектаклем И. Г. Баратовой требовалось "завести" себя и всех окружающих. Она могла рассказать смешной анекдот, пошуметь, вспылить и даже повздорить с кем-нибудь, будь то парикмахер, костюмер или коллега по сцене. Все знали эту особенность Изабеллы Григорьевны и прощали, потому что когда Баратова выходила на сцену, она преображалась. Она излучала тепло и обаяние, которое очаровывало и притягивало зрителей и партнеров по сцене. Она полностью отдавалась роли, в искренности ее нельзя было сомневаться. 

Человек энергичный, с активной жизненной позицией, И. Г. Баратова охотно занималась общественной деятельностью. Она встречалась со зрителями на предприятиях, в вузах, школах, вела беседы о театре, об актерском труде. Активно участвовала в военно-шефской работе. В 1956 г. Президиум ЦК профсоюза работников культуры наградил ее значком "Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР". Будучи человеком эрудированным и многогранно одаренным, И. Г. Баратова много времени и сил отдавала работе с молодежью, щедро передавая ей свой богатый опыт и знания. Много лет она преподавала актерское мастерство в театральной студии при Челябинском театре драмы, затем в Омской театральной студии. В оперном классе Челябинского музыкального училища И. Г. Баратова помогала готовить будущих драматических и оперных актеров. Муж — народный артист РСФСР Евгений Агеев (1906—1976). 

Изабелла Григорьевна Баратова умерла в 1966 г. в Челябинске и похоронена на Успенском кладбище. Она оставила яркий след в драматическом искусстве, ее имя всегда будет входить в число самых лучших и талантливых актеров Челябинского драматического театра.

Фото 1984 года. Источник: Могила Заслуженной артистки РСФСР И.Г. Баратовой/Паспорт памятника истории и культуры СССР//Составитель Колпакова В.С. – 10 сентября 1984

 Май 2014 г. Фото: Ю. Латышев