Выявленное наследие. Выпуск 8. Главный конструктор Николай Духов

Краеведение
Авторитет Николая Леонидовича Духова среди конструкторов был очень велик. Необыкновенно простой в общении, улыбчивый, доброжелательный, Духов откликался на любую мало-мальски стоящую идею, исходящую от кого бы то ни было, ценил людей инициативных и смекалистых.

К сожалению, в свободном доступе в интернете не так много статей, посвящённых замечательному конструктору танков Николаю Леонидовичу Духову. Из последних публикаций наиболее интересна статья Котовой и Пушкаревой «Роль Н.Л. Духова и М.Ф. Балжи в создании и развитии кадрового потенциала танковой промышленности СССР», подготовленная в 2015 году к VI конференции «Гороховские чтения» в Челябинске. 

Николай Леонидович Духов Родился 13 (26 октября) 1904 года в селе Веприк (ныне Гадячский район, Полтавская область, Украина). Его мать, Мария Михайловна (девичья фамилия Осипова), была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером поэтому переезжал с места на место по долгу службы и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в селе Веприк. 

Николай Духов учился сначала в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об её окончании. 

C 14 лет Духов работал: сначала секретарём Вепричского комитета бедноты, с 1921 года — агентом продотряда. Вёл перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарём райземлеса, заведовал ЗАГСом. В 1925 году поступил на Чупаховский завод резчиком свёклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.  Духову было 22 года, когда ему представилась возможность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания ему вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института. 

Николай Леонидович Духов в 1932 году получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей, окончив Ленинградский политехнический институт. Направленный на Кировский машиностроительный завод (Ленинград), он приступил к практической конструкторской деятельности: работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого легкового автомобиля «Ленинград-1», принимал участие в конструировании тяжёлого подъёмного крана. В 1936 г. Духова привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники.  Он перешёл в СКБ-2 Кировского завода, где приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчёта танков. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. В 1938 г. Духов предложил технический проект нового танка с противоснарядным бронированием – тяжёлого танка КВ (Клим Ворошилов). В 1939 г. на Кировском заводе приступили к серийному выпуску танку КВ. 23 июля 1941 г., вскоре после начала Великой Отечественной войны, Духов приехал в Челябинск и был назначен главным конструктором отдела №3. 6 октября 1941 года ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Духов стал заместителем главного конструктора. 

Под непосредственным руководством Духова был создан облегчённый вариант танка КВ – КВ-1С, за успешное освоение производства которого в мае 1942 года Духов был награждён орденом Красной Звезды.

Фотография из книги «Челябинский тракторный завод» (Екатеринбург, 2008)

Летом 1942 года в 33-дневный срок на Кировском заводе в Челябинске было налажено производство танка Т-34. Конструкторское сопровождение серийного производства Т-34 в Челябинске было возложено на Николая Леонидовича Духова. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был Духов был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 год. Николай Леонидович наладил на заводе поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок. Под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4, самоходные установки СУ-152, ИСУ-152. Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы — например танк КВ-13.

Фотография из книги «Челябинский тракторный завод» (Екатеринбург, 2008)

В 1945 году Духову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 

В Челябинске на доме, в котором в годы Великой Отечественной войны жил Духов (проспект Ленина,15), установлена мемориальная доска (работы скульптора Энрики Головницкой).

Мемориальная доска на фасаде дома в Челябинске по адресу: пр. Ленина, 15

После войны под непосредственным руководством Николай Леонидович Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа.

Фото из статьи: Котова О.А., Пушкарева Т.П. Роль Н.Л. Духова и М.Ф. Балжи в создании и развитии кадрового потенциала танковой промышленности СССР                                (Материалы VI конференции «Гороховские чтения», Челябинск, 2015)

 

В 1948 году он был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Он активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года.

С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н. Л. Духова), которым руководил до своей смерти в 1964 году. Духов определил основные направления тематики института — создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей — баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам. 

Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический). Заведующим кафедрой танкостроения («гусеничных машин») и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов.

1940-е годы. Здание механико-машиностроительного института, в котором работал Н.Л. Духов (1944-1947). г. Челябинск, ул. Тимирязева, 6.                                                         Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com/539141.html

 

В 2015 году на фасаде здания по ул. Тимирязева, 6 (выявленный объект культурного наследия), где сейчас расположен лицей № 11, была размещена памятная доска, посвящённая Николаю Леонидовичу Духову.

Источник: Памятные доски города Челябинска (Советский район): путеводитель / под ред. В. Б. Феркеля. — Челябинск, 2015. — 166 с.

Николай Леонидович Духов умер 1 мая 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Авторы памятника на могиле Н.Л.Духова - скульптор А.Елецкий, архитектор Н.Гришин.

Источник: http://novodevichiynecropol.narod.ru/duchov_nl.htm