Выявленное наследие. Выпуск 66. Из истории одного дома
КраеведениеДом одноэтажный жилой деревянный В.Г. Щеголевой (Фроловой) - Куликовых по ул. Красноармейская, 31 включен в список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, как одноэтажное деревянное здание, построенное на рубеже XIX-XX веков.
Сотрудники Проектно-реставрационного бюро ПК «ГПИ Челябинскгражданпроект» проделали колоссальную исследовательскую работу, изучая, казалось бы, рядовой дом начала ХХ века. Очень захотелось поделиться очень интересными результатами этого исследования.
Дом одноэтажный жилой» стоял на дворовом месте в квартале № 49. Дворовое место не было угловым: западной стороной оно выходило на ул. Ильинскую (ныне улица Красноармейская), а с севера, юга и востока к нему примыкали соседние дворовые места. В период с 1887 по 1899 гг. дворовое место с постройками было в собственности казака Челябинской станицы поселка Николаевский - Егора Никифорова (Никифоровича) Рудакова. В число построек в 1887 году входили дом в 2 комнаты и амбар. В 1888 году Рудаков расширяет дом до 3 комнат, кроет его железом. Кроме амбара появляются погреб и завозня (пристроенное к амбару крытое помещение для телег и саней) деревянные, крытые тесом, а также баня. Стоимость имущества оценивается в 300 рублей. К 1894 году состав имущества на дворовом месте не изменился, однако стоимость имущества снизилась до 200 рублей. 4 октября 1899 года это дворовое место в 210 квадратных сажень (956 квадратных метров) на публичных торгах приобретает крестьянка Челябинского уезда Карачельской волости деревни Благовещенская (ныне Курганская область) Васса Игнатьевна Щеголева (по мужу). Однако оформление сделки у нотариуса производится только 14 июля 1900 года. Оценочная стоимость построек указана в 300 рублей, что несколько странно, так как к этому времени старый дом Рудакова совсем обветшал. Новая хозяйка участка в 1901 году сносит старый дом и строит новый дом в 3 комнаты, крытый железом.
Жилой дом № 22 по ул. Ильинской (тогда нумерация домов начиналась от улицы Сибирской (ныне улицы Труда), даже точнее от Солдатской площади (ныне площадь Павших) являлся характерным примером жилого дома мещанина конца ХIХ – начала XX вв. в Челябинске и яркой составной частью застройки улицы. Продольной стеной дом был обращен к улице Ильинской. Дом был деревянный одноэтажный на кирпичном фундаменте, обшит снаружи тесом. В плане дом – крестовик, внутреннее помещение было разделено на 4 части. В доме было 2 печки, что было редким явлением для дома такой площади в то время. У торца пристроен холодный тесовый коридор, фасадная часть которого была завершена фигурным по силуэту кокошником (в настоящее время утрачен).
Начало ХХ века. Васса Игнатьевна Фролова (по первому мужу Щёголева) с семьёй. Слева-направо: Куликов Моисей Степанович (зять), В.И. Фролова, Куликов Михаил Моисеевич (внук), Куликова П.Е. с Марией (внучкой Фроловой). Фотография из семейного архива Куликовой Е.Е.
Достопримечательностью постройки являлись наличники с глухой резьбой и парадная дверь с пластичным рельефом красивого рисунка. В 1902 году в составе построек на дворовом месте есть изменения – появляется флигель деревянный, крытый тесом. При этом стоимость имущества остается прежней – 300 руб. В 1908 году уточнение – указано, что во флигеле две комнаты. К 1911 году нумерация домов на улице меняется и дом записан уже под № 26. В раскладочной ведомости по налогу с недвижимого имущества г. Челябинска на 1916 появляется еще один флигель в 2 комнаты, крытый железом. Стоимость имущества увеличивается до 400 рублей. Васса Игнатьевна Щеголева, в период между 1916 и октябрем 1918, повторно выходит замуж, меняет фамилию на Фролова и становится казачкой Оренбургской губернии, Челябинского уезда, Еткульской станицы, поселка Еткульский. 24 октября 1918 года, В.И. Фролова составляет духовное завещание на внука – Челябинского мещанина Михаила Моисеевича Куликова и завещает ему все своё движимое и недвижимое имущество, в том числе недвижимое имение в 1-ой части города Челябинска, по Ильинской улице, в 40-м плановом квартале, под номером 267-м, и «заключающееся в дворовом месте, с находящимся на нем домом, флигелем и всеми надворными постройками, мерою земли всего 210 квадратных сажень. Примечательно, что в 1916 году в составе дворовых построек было записано 2 флигеля, а уже в 1918 г. флигель остался один.
В мае 1921 года годы в Заручейной части города, где находился этот жилой дом, был сильный пожар, десятки зданий были повреждены и потом восстановлены или отстроены заново. Достоверных данных о том, пострадал ли данный дом на пожаре нет.
План 1923 года. Из семейного архива Куликовой Е.Е.
Михаил Моисеевич Куликов (1911-1990 гг.) был сыном дочери В.И. Фроловой от первого брака – Куликовой Праскевы Егоровны и Куликова Моисея Степановича. В 1918 году ему было около 7 лет. В начале XX века у него была сестра Мария Моисеевна Куликова, однако данных за более поздний период по ней нет. Несмотря на наличие духовного завещания, в 1934 году между В.И. Фроловой и М.М. Куликовым был составлен Нотариальный договор (от 07.03.1934 года) о продаже принадлежащего Фроловой В.И. дома тому же внуку, «состоящего в гор. Челябинске за номером 13, на усадебном участке земли мерою 952 кв. метров, в границах владения: с одной стороны – домовладения Севастьянова, с другой стороны – домовладения Бороздина». Дом описывается как «деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, крытый железом, с тесовыми сенями и чуланом». В доме было 2 комнаты и 2 кухни, из чего следует, что дом в то время уже использовался для проживания на 2 семьи. Во дворе у дома описываются следующие постройки: бревенчатый сарай, крытый тесом, одна тесовая стайка, крытая тесом, два тесовых забора, ворота с калиткой. За проданное имущество (дом) М.М. Куликов выплатил В.И. Фроловой 2500 рублей, а также обязался в договоре содержать ее в своем помещении до дня ее смерти. Предположительно, само дворовое место и остальные дворовые постройки, бывшие на участке, оставались по-прежнему в собственности В.И. Фроловой и перешли к М.М. Куликову уже после ее смерти по духовному завещанию.
В соответствии со справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» от 17.07.2008 г. М.М. Куликов полноправно владел домом с марта 1934 г., а дворовым местом со всеми постройками с 1936 г. (после смерти В.И. Фроловой) и, примерно, до 1970 года.
1969 год. Улица Красноармейская. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
У Михаила Моисеевича Куликова и его жены – Куликовой Марии Андреевны, было четверо детей: Юрий Михайлович, Николай Михайлович, Надежда Михайловна и Нина Михайловна. После смерти М.М. Куликова, согласно Справке из Городского бюро технической инвентаризации от 16.12.1975 г., его имущество было распределено между его женой и детьми в следующих долях: Куликова Мария Андреевна – 1/2 и 1/10; Юрий Михайлович - 1/10; Николай Михайлович - 1/10; Надежда Михайловна - 1/10; Нина Михайловна - 1/10.
Вторая половина ХХ века. Куликов Михаил Моисеевич с женой Куликовой Марией Андреевной. Фотография из семейного архива Куликовой Е.Е.
В конце ХХ в. и до сих пор «Дом одноэтажный жилой» (по ул. Красноармейская, 31) используется, как жилой. И до сих пор в числе владельцев дома - потомки Вассы Игнатьевны Фроловой (Щеголевой – по первому мужу), при которой, по некоторым данным, он был построен. В настоящее время на здании утрачены фигурный кокошник на фасадной части и парадная дверь с пластичным рельефом красивого рисунка. Потеря элементов связана с перестройкой пристроя к дому с южной стороны в 1970-е годы.
1980-е годы. Красноармейская, 31. Из учётной карточки Центра историко-культурного наследия Челябинска
В последнее время «Дом одноэтажный жилой» (по ул. Красноармейская, 31) существует в контексте архитектурной среды жилого микрорайона, ограниченного следующими улицами: Красноармейской; Нагорной; Российской; Миасской, застроенного, преимущественно, малоэтажной деревянной жилой застройкой, однако в окружении кварталов современной многоэтажной застройки. С северной стороны к зданию еще примыкает историческая деревянная застройка, с южной стороны она уже пошла под снос.
2012 год. Фото Юрия Латышева
Что же представляет этот дом в настоящее время? Рубленный пятистенок- одноэтажный прямоугольной формы жилой дом с кирпичным, оштукатуренным цоколем. Фундаменты бутовые. Дом на 2-х хозяев. Продольным фасадом дом выходит на ул. Красноармейскую. С восточной стороны — дощатый пристрой с теплым тамбуром и входом в дом. Тип рубки бревенчатых стен "в обло". Стены облицованы калёвкой (фасадная доска (вагонка) с несложной профилировкой края доски, включающая полувал). До окон главный фасад декорирован вертикально расположенными доски калёвками. Эта часть фасада отбита узким пояском, выше пояска до фриза калёвки расположены горизонтально. Перерубы закрыты простыми деревянными лопатками, окаймленными по краям деревянными филёнками и разбитыми на два яруса. Окна выполнены с наличниками простой формы. Расстекловка окон стандартная для подобного типа домов. Высокая лобовая доска (красная доска, фризовая доска, платок) выполнена с объёмной глухой резьбой в виде ромба по центру с солярными мотивами, по углам доски расположены розетки в виде "солнышек". Завершается доска наборным карнизом из различных профилей, полосой зубчиков и полосой с накладным узором. Подоконная доска (фартук) выполнена с выпусками лент обрамления наличника, украшена "солнечными" розетками. Ставни обычной, простой рамочной формы с заполнением доской с фаской. Наличники и ставни покрашены в бирюзовый цвет и контрастируют со стенами естественного цвета старого дерева. Такие наличники и ставни компактно встречается чаще всего в пределах улиц Красноармейской и Российской, что, видимо, связано с расселением в этой части города переселенцев из определённой местности России, где этот прием был распространен. Перерубы делят дом на две неравные части: северная на 2-а окна, южная — на 3-и окна. Выходы бревен на главном фасаде закрыты деревянными лопатками, окаймленными по краям деревянными филенками и разбитыми на 2-а яруса с декором, аналогичным декору на ставнях. Композицию здания завершает наборный карниз большого выноса со ступенчатым фризом без декора. Крыша многоскатная (вальмовая), материал кровли- кровельное железо. Крыша была переделана, вероятно во второй половине XX в. с искажением исторической формы. Боковые фасады и дворовой с точки зрения архитектуры интереса не представляют. Внутренняя отделка — штукатурка по дранке с побелкой. Потолок — щитовой накат по деревянным балкам. В северной части дома сохранилась печь. Полы деревянные. Частично сохранилась историческая столярка.
2017 год. Фото Ю. Латышева