Выявленное наследие. Выпуск 51. Киров в Челябинске

Краеведение
В апреле 1912 года газета «Терек» (Владикавказ) опубликовала статью «Поперёк дороги», впервые подписанную «С. Киров». Под этим псевдонимом он и вошёл в историю СССР.

Костриков Сергей Миронович родился в марте 1886 г. в г. Уржум Вятской губ., окончил Казанское механико-техническое училище. В 1904 г. переехал в Томск, где работал чертежником в городской управе. С 1905 года член Томского комитета РСДРП, заведовал нелегальной типографией.

В июле 1906 года арестован и заключён в томскую крепость (тюрьму) на полтора года. С 1908 года Сергей Костриков становится профессиональным революционером, ведёт работу в Иркутске и Новониколаевске. В 1909 году приезжает во Владикавказ, становится сотрудником северокавказской кадетской газеты «Терек», печатается под псевдонимом Сергей Миронов, участвует в любительских спектаклях, увлекается альпинизмом. 9 августа 1910 года Костриков совершает восхождение на Казбек и через месяц печатает статью о своих впечатлениях в «Тереке». 31 июля 1911 года Костриков совершает восхождение на Эльбрус. Сергей Костриков любил театр, любил творчество Л. Н. Толстого; писал рецензии на спектакли городского театра и гастролирующих групп во Владикавказе. Здесь же он знакомится со своей будущей женой Марией Львовной Маркус. 

11 августа 1911 г. Костриков был арестован во Владикавказе по делу томской подпольной типографии, его этапируют в Томск, суд 16 марта 1912 года выносит оправдательный приговор за отсутствием улик, так как полицейский пристав, главный свидетель обвинения, арестовывавший Сергея Кострикова в 1906 г., не узнал его на суде. 

В 1912 г. Костриков, проездом из Томска на Кавказ, заехал в Челябинск к своему товарищу по революционной работе Михаилу Попову. Именно вместе с Поповым Сергей Костриков создавал в Томске нелегальную типографию. М.А. Попов снимал квартиру в доме Аксёнова С.Г. (ул. Большая, 15, в советские годы – ул. Цвиллинга, 19). В Челябинске в квартире Попова Костриков прожил с 19 по 30 марта 1912 г., встречался с местными большевиками.

Дом, где останавливался Киров в 1912 г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 19. Фото: М.П. Мочалова. 1960-е годы. Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

С.М. Костриков вернулся во Владикавказ в апреле 1912 г.  О благополучном возвращении он сообщил в Челябинск Михаилу Попову: «Вчера водворился на место своего жительства. Издатель встретил с распростёртыми объятиями…» 

Как раз в это время был взят псевдоним «Киров», по имени Кир, при этом достаточно случайно. История его появления описана в очерке Дзахо Гатуева «Мироныч». 

«Он вернулся в редакцию. Чуть побледневший, как все «выходцы» из тюрьмы, но радостный, сидел он за столом. Взволнованный встречей с ним,шагал из угла в угол сутулый и улыбающийся Солодев. Розанов тоже

шагал, но был задумчив и время от времени восклицал:

    – Перцов!.. Капустин!.. Ракитников!..

   И еще, и еще...  Но Мироныч каждый раз отрицательно качал

головой.

    – Не годится...

   Это придумывали для Мироныча новый псевдоним. Продолжать работу

со старым было как-то неловко,

     – Да посмотрите в календарь, Николай Петрович…  А то живот

болит от ваших овощных фамилий, – остановился на мгновенье Солодов.

     – В самом деле! – И Розанов побежал в контору. Он возвращался,

уже перелистывая снятый со стены календарь, и читал:

    – Полиевкт, Евтихий, Пелагея, Агапит, Софроний.

   Мироныч улыбался.

    – Нет, нет.

    – Николай, Ольга, Мария, Кир.

     –  Кир! – опять остановился Солодов. – Кир!.. Киров! – это

замечательно.

    – Величайший полководец в подполье! – улыбнулся Мироныч.

    – Ладно.» 

Согласно официальной версии советской истории, политические взгляды Кирова до 1917 года ясны — убеждённый ленинец. Исследования последних лет оспаривают это утверждение — Киров долго не мог выбрать «политическую платформу», сочувствовал меньшевикам, поддерживал Временное правительство, о чём открыто писал в статьях, и только после Октябрьской революции 1917 года перешёл на сторону большевиков. 

Конечно, Киров Сергей Миронович, как и большинство других политических деятелей советского периода, фигура неоднозначная. Его убийство 1 декабря 1934 года Сталин использовал для разворачивания волны репрессий. А сам Киров, будучи с 25 февраля 1919 года председателем временного революционного комитета в Астрахани, возглавлял подавление контрреволюционного мятежа, при этом были расстреляны рабочие. В мае-июне 1919 года он курирует расстрел крестного хода в прославление святого Иосифа астраханского, а также арест и расстрел митрополита Астраханского Митрофана и епископа Леонтия. Но не безгрешны и современные политические деятели России. Например, расстрел Белого дома в октябре 1993 г. 

После убийства Кирова уже 11 декабря 1934 г. улица Рабоче-Крестьянская была переименована в улицу Кирова, самую известную улицу Челябинска. Часть этой улицы в XXI веке стала называться Кировкой. Сохранилась ещё одна улица Кирова в посёлке Новосинеглазовский. Есть также улица Кировоградская в бывшем посёлке Медгородок. Многим известна остановка трамвая "Киргородок" - сокращение от жилого квартала домов для рабочих Кировского завода. До

2013 г. ещё висел старый плакат с надписью "Кинотеатр Кировец" около бывшего кинотеатра "Кировец". И, наконец, есть энергетический колледж имени Кирова (ул. Российская). 

На месте дома в Челябинске, где останавливался Киров, было построено четырёхэтажное здание часового завода, на фасаде которого (угол улиц К. Маркса и Цвиллинга) 4 ноября 1977 г. была установлена мемориальная доска из серого мрамора (1,53х0,765 м) с рельефным текстом: «На этом месте в доме № 19 проживал с 19 по 30 марта 1912 г. выдающийся деятель коммунистической партии Сергей Миронович Киров».

Памятная доска на фасаде часового завода. 1980 год. Фотография из учётной карточки Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области

В начале 2000-х годов эта доска демонтирована, местонахождение её неизвестно. 

В Челябинске было установлено несколько памятников Кирову. Мне почему-то лучше всего запомнился памятник С.М. Кирову около главпочтамта. Киров без фуражки, с поднятой рукой. Но, оказывается, это был лишь один из четырёх одинаковых челябинских памятников Кирову так называемого массового производства. На 1 сентября 1968 года, кроме этих памятников Кирову, были учтены ещё два других также одинаковых памятника, где Киров изображён в длинном пальто, руки в карманах. А около школы по ул. Береговой, 99 был установлен бюст Кирова массового производства. Все эти памятники были гипсовыми или бетонными. Со временем они стали разрушаться. По мере сбора информации об этих памятниках сложилось впечатление, что все они были выброшены на свалку. Но я ошибся. Два памятника массового производства всё-таки сохранились. Один во дворе частного дома в Тарасовке, другой на территории ЧТПЗ. Аналогичный стоял около главпочтамта. 

Единственный оригинальный памятник Кирову в Челябинске был установлен в июле 1985 г. около заводоуправления цинкового завода. Автор этой работы - Головницкая Энрика Эмильевна, жена Льва Головницкого. В 2006 г. этот памятник демонтировали. Я считал, что его сдали на металлом. Но был не прав. Этот памятник установлен на новом постаменте в 39 кв. (Тарасовка) на ул. Соловьиной.

Памятник Кирову на улице Соловьиной в Тарасовке. Фото Ю. Латышева