Выявленное наследие. Выпуск 39. Деревянное излишество банщика

Краеведение
Очень мало, кто знал и замечал, что на крыше двухэтажного каменного дома на улице Карла Маркса когда-то находились три деревянных аттика – три декоративных стенки над карнизом.

А рассказал о них несколько лет назад историк Гаяз Самигулов. Он же нашёл в архивных документах сведения о том, что, двухэтажный каменный дом в восемь комнат по ул. Михайловской, 4 (ныне ул. Карла Маркса, 72а) был построен ориентировочно в 1900-1904 годы на участке, принадлежащем Сухареву Афанасию Евдокимовичу.  В 1909 г. дом принадлежал его жене Сухаревой Пелагее Михайловне, а к 1916 г. перешёл в собственность Русского промышленного банка.

2005 год. Фото Г. Самигулова

Гаяз Хамитович успел сфотографировать деревянные аттики дома Сухаревых. Было это в 2005 году. 

Для рубежа XIX-XX веков были характерны различные украшения на крышах челябинских зданий в виде башенок. А вот Сухарев сделал украшения попроще, но также красиво и привлекательно в виде аттиков с геральдическими фигурами.

2005 год. Фото Г. Самигулова

 

2005 год. Фото Г. Самигулова

1990 год. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

К сожалению, в настоящее время эти аттики утеряны. Из украшательств остались только замысловатые сандрики (небольшие карнизы) над окнами второго этажа.

2014 год. Фото Ю. Латышева

О владельце дома Сухареве Афанасии Евдокимовиче до последнего времени было известно очень мало. Однако недавно Владислав Демаков, сотрудник Государственного исторического музея «Южного Урала, обратил внимание на любопытный артефакт, хранящийся в коллекции музея: латунный жетон круглой формы, на одной стороне которого сделана надпись в четыре строки «Бани / Сухарева / и / Воробьева», а на другой имеется обозначение номинала «7 копеек» – очевидно, именно столько стоил входной билет в эти бани.

Жетон из коллекции Государственного исторического музея Южного Урала

Таким образом, перед нами платежный жетон, позволявший его владельцу разово посетить городскую общественную баню. В музей он поступил в 1970 г. в составе собрания крупного челябинского коллекционера Анатолия Петровича Афанасьева (1932–1994 гг.). К настоящему времени известно о существовании единственного подобного экземпляра, и он находится в фондах музея. 

Владислав Демаков обнаружил в материалах Объединенного государственного архива Челябинской области сведения о том, что торговые бани, название которых указано в легенде жетона, находились в г. Челябинске и размещались на пересечении ул. Ахматовской и Нагорной (ныне ул. Свободы и Нагорная соответственно), близ дрожжевинокуренного завода А. Ф. Аникина. Содержателями бань были А. Е. Сухарев и А. Н. Воробьев, с которыми 1 мая 1899 г. был заключен контракт сроком на 12 лет о сдаче в арендное содержание под их устройство земельного участка на городском выгоне. 

Наиболее раннее упоминание об этих банях, которое удалось обнаружить в документах, датировано 1900 годом. Согласно журнальному определению Челябинской городской думы от 2 марта 1911 г. бани от умершего Афанасия Евдокимовича Сухарева перешли к его жене, Пелагее Михайловне, и совладелице Александре Николаевне Воробьевой. Через некоторое время их хозяйкой значится уже только оренбургская мещанка А. Н. Воробьева. Летом 1919 г. бани Воробьевой были муниципализированы и перешли в собственность города, при этом стали именоваться «Народной баней № 2».  Просуществовала она в своем новом статусе совсем недолго: в конце мая 1921 г. в Челябинске произошел сильнейший пожар, уничтоживший около полутора сотен построек в северо-восточной части города, среди которых оказалась и Народная баня № 2.