Выявленное наследие. Выпуск 36. Самый старый дом Челябинска

Краеведение
Среди историков и краеведов Челябинска нет единого мнения, какой дом из сохранившихся зданий можно назвать самым старым.

2017 год. Фото Юрия Латышева

Одни, опираясь на архивные документы, считают таковым дом на улице Труда, 86. Другие, анализируя архитектурные особенности, утверждают, что более старым выглядит дом на ул. Цвиллинга, 5. К сожалению, других претендентов на титул «самого старого дома» нет. Всё, что было построено в Челябинске в XVIII веке, давно уже безжалостно снесено. А от зданий постройки первой половины XIX века остались только вот эти два, вокруг которых и разгораются споры. Мнение «архивистов» мне больше нравится. 

Дом по нынешнему адресу: ул. Труда, 86 -  один из очень немногих домов постройки XIX века, у которого можно назвать имя строителя.  Историк Гаяз Самигулов нашёл документы, согласно которым 22 февраля (по старому стилю) 1825 года крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда вотчины князя Василия Алексеевича Урусова деревни Салигузовой Ермолай Никитич Серцов обратился с просьбой о постройке на выгонной земле Челябинска кирпичный сарай, то есть заводик для выделки кирпича, где с помощью нанятых рабочих изготовить 100 000 штук кирпича "лутчей доброты", а затем из этого кирпича сложить дом на каменном фундаменте, с двумя каменными выходами (подвалами) с кирпичными сводами. Сколько комнат будет в доме еще было не известно, поскольку хозяин еще не выбрал фасад, по которому будет строиться здание. В то время в городах России все новостройки дозволялись только по "Высочайше утвержденным фасадам" - альбомы примерных фасадов, утвержденных императором, рассылались по губерниям и человеку, желавшему построить дом предлагалось выбрать тот, что его устраивал. Заказчиком строительства был челябинский купец Илья Гаврилович Смолин

Построенный дом на углу улиц Сибирской (ныне Труда) и Большой (ныне Цвиллинга) не имел практически ничего общего с тем зданием, которое мы привыкли видеть. Это был каменный одноэтажный дом «о шести жилых покоях» с мезонином в две комнаты. В 1828 году он скончался и построенный дом перешел по наследству его жене Анне Васильевне. В 1834 году это было здание в 8 комнат с мезонином. В 1863 году Анна Васильевна Смолина продает дом с флигелем надворными постройками троицкому мещанину (позже купцу) Илье Фёдоровичу Сенокосову. В 1888 году усадьбой владел уже купец 2-й гильдии Андрей Михайлович Новиков и дом был достроен до двухэтажного, а кроме того были отстроены корпуса амбаров, магазинов и прочие постройки по южной и восточной границам двора. Естественно, значительно изменилось и декоративное убранство фасадов, выполненное в стилистике эклектики. Андрей Михайлович был не только успешным купцом, но и не забывал о благотворительности - в мае 1888 года он получил разрешение построить по улице Никольской (ныне улица Советская) каменный флигель. Построив, он пожертвовал его церкви для размещения церковно-приходской школы.

Гравюра из детского журнала «Родник», № 4, 1899

Фотография до 1910 г.

Источник: Старый Челябинск в открытках и фотографиях. Ч.: Каменный пояс, 2008. 

Здание сохранялось за Новиковыми вплоть до революции, хотя в 1910 году, после смерти Пелагеи Осиповны Новиковой, усадьба была поделена между наследниками и двое из них продали свои доли, которые в итоге перешли к жене одного из братьев Степановых, чья усадьба примыкала с востока к двору Новиковых.

Открытка до 1913 г.

Источник: Старый Челябинск в открытках и фотографиях. Ч.: Каменный пояс, 2008.

В начале XX века хозяева, очевидно, сдавали здание в аренду под размещение различных заведений – здесь находились меблированные комнаты "Приуралье", кофейня с бильярдной "Ville de Paris", парикмахерская, сапожная и слесарная мастерские. С 14 августа 1913 года здесь начинает работать уездная земская управа. Также в годы первой мировой войны там размещалось Общество помощи полякам, которые эвакуировались с западных территорий Российской империи. 

Сохранился план участка и дома, который составила Анна Николаевна Неаполитанова (Каданцева), внучка священника Неаполитанова, расстрелянного в 1921 г. Семья Неаполитанова жила в этом доме в начале ХХ века.

План усадьба Новикова из дневника Анны Неаполитановой

«Дедушка продал свои дома. И мы переехали жить в чужой дом, который назывался «Новиковский». Впрочем, название это было только номинальное. В действительности весь он принадлежал старику Степанову, богатому мукомолу. Внешний вид дома теперь (воспоминания написаны в 1970-е годы) несколько изменился. Раньше к парадному вело высокое каменное крыльцо со ступеньками на две стороны, а посередине красовалась вывеска «Самоварный мастер Сонин». Мастерская находилась внизу в подвале под крыльцом. Теперь крыльца нет, дверь низко вровень с асфальтом. Раньше дом был угловым, находился на углу улиц Большой и Сибирской, а теперь Большая улица или Цвиллинга, как она теперь называется, перегорожена забором, и участок этой улицы теперь образовал двор госпиталя. Большие ворота вели во двор с Сибирской улицы, вторые красивые ворота находились на Большой улице. По другую сторону ворот находился небольшой домик. За домиком тянулась каменная ограда большого сада, она доходила до самого берега реки Миасс. На берегу в этом месте были построены городские купальни. И были лодки. 

Дворов было два – передний и задний. По правую сторону ворот на Сибирской находилось длинное одноэтажное здание, в котором во время войны 1914 года находились солдатские казармы. Теперь ворот нет, здание казармы достроили, и оно слилось с основным домом. 

В доме было три входа. Первый вход - с парадного, над мастерской Сонина. Парадное было большое и длинное, наверх к Степановым вела широкая лестница, деревянная, внушительного вида». 

После революции здание использовалось для размещения военного госпиталя, гарнизонной поликлиники. Когда точно здание заняли военные, неизвестно, но в телефонном справочнике 1935 года уже указан телефон военного госпиталя в этом доме. Правда, тогда у этого дома был адрес: ул. Труда, 24.

1965 год. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала