Выявленное наследие. Выпуск 18. Вокзалы Челябинска

Краеведение
За 125 лет существования станции Челябинск главный вокзал города неоднократно менял свой облик.
Выявленное наследие. Выпуск 18. Вокзалы Челябинска

Старое одноэтажное кирпичное здание вокзала было построено по типовому проекту и введено в эксплуатацию в конце октября 1892 года.

Типовой проект. Источник: «Альбом исполнительных чертежей Уфа-Златоустовской железной дороги. 1887-1890».

Фотографий зданий вокзала постройки 1892 года. не сохранилось. Есть только две открытки и рисунок Павла Пясецкого 1895 года. Именно на рисунке этого путешественника наиболее точно отражён вид первого вокзала.

Первый челябинский вокзал. Рисунок Павла Пясецкого. 1895 год. Из книги «Сибирский путь Павла Пясецкого». 2011

На этом рисунке вдали можно различить деревянное здание вокзала для пассажиров 4-го класса. 

Здание вокзала для пассажиров 4-го класса. Открытка 2014 г. Источник: Старый Челябинск в открытках и фотографиях. – Ч.: Каменный пояс, 2008

 

Это деревянное здание было снесено в начале 1960-х годов при строительстве нового вокзала. 

Каменное здание вокзала было перестроено и расширено в 1896-1897 годы.

Вид вокзала станции Челябинск. Открытка. 1903 год. Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

В левом торце перестроенного здания находились помещение дежурного по станции, телеграф, помещение для пассажиров 3-го класса и кассы, в правом – почтовое отделение, в центре – багажное отделение, рядом – зал для пассажиров 1-го и 2-го классов с рестораном и кассой.

Вид вокзала станции Челябинск. Открытка. 1913 год. Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

С образованием в 1934 году Южно-Уральской железной дороги вокзал был капитально переделан к маю 1935 года: надстроен 2-й этаж.

Вокзал после перестройки. 1936-1937 гг. Фото Тишечкина. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Март 2014 г. Фото: Ю. Латышев

В связи с ростом жителей Челябинска и увеличением пассажирских перевозок по заказу Южно-Уральской железной дороги в институте “Киевгипротранс” был выполнен индивидуальный проект нового железнодорожного вокзала в Челябинске авторским коллективом в составе архитекторов Л. М. Чуприна, В. Грищенко, С. Крушинского. Строительство с 1960 г. осуществлял строительно-монтажный поезд № 150 Южуралтрансстроя.

Строительство нового вокзала. Начало 1960-х гг. Из фонда музея истории Южно-Уральской железной дороги

 

Середина 1960-х гг. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

Эксплуатация нового здания началась 5 ноября 1965 г. Его площадь составила 16 тысяч квадратных метров, высота залов ожидания до 16 м. Здесь одновременно могут разместиться до 6 тыс. пассажиров, в сутки вокзал способен обслужить до 50 тыс. человек. Здание воплотило в себе новаторские архитектурные идеи. Оно представляет собой монументальный объем со сплошным остеклением главного фасада, с 3 полусферическими куполами и световыми фонарями, связанный с высотным зданием гостиницы.

1971 год. Фотография из фонда музея истории Южно-Уральской железной дороги

Функциональная архитектура была дополнена декором витражей второго этажа, выполнена и установлена по проекту ленинградских художников А. Королева и В. Буканова (1985–88). 

В 1999-2005 гг. проведена комплексная реконструкция по проекту югославской фирмы “Neimar Engineering” (главный инженер проекта – директор представительства Р. Одалович, главный архитектор проекта З. Жункович, проектирование интерьеров – архитекторы Т. Янкович, Ж. Олячич, П. Йович, а также С. Шумаков, Н. Адайкина, Н. Митрофанова, С. Свентицкая, А. Фитковский). В ходе реконструкции без изменения пропорций и размеров здания произведено усиление конструкций, выполнена новая наружная отделка, прежний кровельный материал заменён медной черепицей.

2000-е гг. Фотография из фонда музея истории Южно-Уральской железной дороги

2012 г. Фотография из фонда музея истории Южно-Уральской железной дороги