Выявленное наследие. Выпуск 157. Челябинская ГРЭС
КраеведениеВведена в эксплуатацию в 1930 году по плану ГОЭЛРО. С вводом станции ускорились строительство и пуск Челябинского тракторного завода, Челябинского электрометаллургического комбината, электролитного цинкового, лакокрасочного, абразивного и других крупных заводов Челябинска и Челябинской области.
Челябинская государственная районная электростанция (ЧГРЭС) является первенцем плана ГОЭЛРО на Южном Урале. Первый кредит на строительство Челябинской районной станции был отпущен в мае 1926 г. в размере 74590 руб. на изыскательные и проектные работы. 6 мая 1927 г. СТО утвердил протокол Президиума Госплана о строительстве станции и поручил ВСНХ начать стройку уже в 1927/28 операционном году с расчетной мощностью в 150 тыс. кВт, (т. е. с мощностью, равной станциям всего Урала вместе взятого). Рабочее топливо – челябинский бурый уголь.
В марте 1927 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка, в которой, в частности, отмечалось: «Очень многие сомневаются в целесообразности постройки районной станции в Челябинске. Говорят – лучше бы в Златоусте. Причина постройки районной станции в Челябинске заключается вот в чем: Сейчас Челябинский округ, в нескольких верстах от города, имеет мощный бассейн бурого угля. Запас угля исчисляется в шесть с половиной миллиардов пудов. Этот уголь по своим свойствам не выдерживает перебросок в другие районы и портится. И поэтому встал вопрос об использовании этого мощного угольного бассейна на месте».
1927 год. Выемка грунта. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
Стоимость строительства определялась в 30 млн. руб. Требовалось построить: плотину через реку Миасс, линии электропередач, механическую мастерскую, главный корпус, подъездные железнодорожные пути, жилой городок и др. В начале 1927 г. стал формироваться трудовой коллектив Челябстроя. К лету на строительстве было уже занято 1507 человек. Из них: рабочих — 750 человек, коновозчиков — 634, служащих — 123. На строительстве имелись два легковых автомобиля и один трактор. Рабочих набирали через челябинскую биржу труда. Но достаточное количество каменщиков не смогли набрать, поэтому была отправлена заявка на 75 каменщиков на Московскую биржу труда. За первое лето были построены три общежития, конюшня, железнодорожная ветка, подготовлен котлован.
6 ноября 1927 г. состоялась торжественная закладка фундамента главного корпуса ЧГРЭС. 13 ноября 1927 года газета «Уральский рабочий» так писала об этом событии: «Первые кирпичи в здание будущей станции заложили главный инженер Челябстроя тов. Гинтовт и представитель от Облисполкома тов. Назаров в присутствии представителей от Окрисполкома, Горсовета и Окружкома ВКП (б). На закладке присутствовало до двух тысяч человек: делегаты от всех профсоюзов города, комсомольцы, пионеры и войсковые части».
1928 год. Строительство плотины ЧГРЭС. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
Строительство ЧГРЭС возглавлял Я. Д. Берёзин. Рощупкин Евсей Митрофанович занял должность заместителя главного инженера, затем главного инженера. Рощупкин ещё до революции участвовал в модернизации челябинской городской электростанции. В 1928 и 1929 гг. в строительные летние сезоны число рабочих увеличивалось до 2,5 тыс. человек. К весне 1930 г. из Англии поступили паровые котлы и первый турбогенератор. 15 августа 1930 г. состоялось торжественное открытие, а 1 сентября 1930 г. заработала первая турбина на 24 тыс. кВт. В 1931 г. здесь были пущены еще три агрегата, (мощность станции достигла 51 тыс. кВт), а в 1932 г. еще один агрегат на 22 тыс. кВт.
1929 год. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
1929 год. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
При пуске ЧГРЭС в 1930 г. за участие в строительстве Евсей Рощупкин был премирован путевкой в санаторий. В 1930-е гг. один из руководителей городской коммунальной службы, директор Челябинских кабельных сетей (Электросети). В декабре 1936 года арестован по доносу, в 1937 году осужден по делу группы “вредителей” в городских коммунальных сетях на 10 лет лагерей, откуда уже не вернулся. Посмертно реабилитирован в 1950-е гг.
Решением Совета народных комиссаров СССР Свердловская, Кизеловская и Челябинская ГРЭС объединены в одну систему — «Уралэнерго». В 1931 году через подстанцию Кыштым-Уфалей Челябинская ГРЭС была соединена со Свердловском линией напряжением 110 кВ.
1931 год. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
Изначально работала на местных углях. Чтобы ежедневно доставлять несколько эшелонов с углем, была проложена специальная железная дорога. На ЧГРЭС были решены проблемы эффективного сжигания низкосортных углей Челябинского угольного месторождения. К концу первой пятилетки мощность Челябинской ГРЭС выросла до 121 МВт. К 1936 году установленная мощность станции достигла 150 МВт.
1934 год. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
Приказом народного комиссара электростанций СССР Д. Г. Жимерина № 55 от 15 июля 1942 года для улучшения руководства электростанциями Уральская энергосистема «Главвостокэнерго» была разделена по территориальному признаку на три самостоятельные системы: «Пермэнерго», «Свердловэнерго», «Челябэнерго».
В годы Великой отечественной войны станция бесперебойно снабжала электроэнергией оборонные предприятия Челябинска и Южного Урала. В апреле 1945 году за успешную работу по энергоснабжению оборонной промышленности Челябинская ГРЭС награждена орденом Ленина.
Челябинская ГРЭС одной из первых электростанций на Урале была реконструирована для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. С 1963 года станция работает и на природном газе.
1956 год. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
В 1993 году государственное предприятие — производственное объединение энергетики и электрификации «Челябэнерго» преобразовано в открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Челябэнерго». 31 января 2005 году в соответствии с планом реформирования электроэнергетики из ОАО «Челябэнерго» выделено ОАО «Челябинская генерирующая компания», в состав которой вошла Челябинская ГРЭС. В результате проведенной реформы, ОАО «Челябинская генерирующая компания» и ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания» объединились в единую операционную компанию ОАО «ТГК-10» (сейчас — ОАО «Фортум»).
В 2007 году на Челябинской ГРЭС в рамках программы по замене старого энергооборудования введена новая турбина Р-12-2,7/0,2 Калужского турбинного завода мощностью 12 МВт на месте демонтированной турбины английской фирмы «Метрополитен — Виккерс», эксплуатировавшийся с 1931 года.
2008 год. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com
2017 год. Фото: Ю. Латышев