Выявленное наследие. Выпуск 146. Лучший проект архитектора Помпеева
КраеведениеЗдание управления Южно-Уральской железной дороги построено в 1942 году по проекту архитектора Бориса Сергеевича Помпеева (Ленгипрогор). Строительство этого здания началось в 1937 г. Завершилось строительство в декабре 1942 г., а сотрудники управления железной дороги окончательно переехали в это здание к 1 мая 1943 г.
В результате разделения Пермской железной дороги в апреле 1934 года была образована Южно-Уральская железная дорога; до 1946 года она развивалась как целостная организация, которой руководил Народный Комиссариат путей сообщения, преобразованный позднее в Министерство путей сообщения. Преобразование сопровождалось созданием отделений. Изначально в структуре Южно-Уральской железной дороги было образовано 8 отделений движения, паровозного хозяйства и вагонных участков: Челябинское, Златоустовское, Курганское, Карталинское, Синарское (позднее отошедшее к Свердловской железной дороге), Нязепетровское, Верхне-Уфалейское, Троицкое.
Конец 1940-х гг. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска
Изначальная длина путей Южно-Уральской железной дороги составляла 2420 км. В предвоенные годы вступили в строй новые линии: Карталы–Орск и Карталы–Магнитогорск (1930), Свердловск–Курган (1933), Челябинск–Еманжелинская (1933), Челябинск–Синарская и Карталы–Акмолинск (1940).
В 1961–1963 годы к Южно-Уральской железной дороге были присоединены Петропавловское и Оренбургское отделения. В 1970-х гг. на Южно-Уральской железной дороге стала использоваться тепловозная тяга, а в 1980-е гг. поступили электровозы нового поколения – мощные грузовые ВЛ80 и ВЛ10, а также пассажирские ЧС7 (чехословацкого производства).
К началу 2000-х гг. 91% перевозок выполнялось электровозами, в том числе самыми мощными в России ВЛ85. Эксплуатационная длина дороги достигла 4806,6 км – это 5,6% от общей длины сети железных дорог России. В составе Южно-Уральской железной дороги отделения: Челябинское, Оренбургское, Петропавловское, Курганское. В ее состав входят старейшие железные дороги: Оренбургская (1877), Самаро-Златоустовская (1892), Западно-Сибирская (1896).
1949 год. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)
С 1934 г. по 1942 г. администрация дороги помещалась по адресу: улица Воровского, 2, а с 1943 в здании, построенном на площади Революции. Общий объем помещений нового здания управления Южно-Уральской железной дороги был определен в 50 тыс. куб. м, сметная стоимость предполагалась в 4 млн руб., срок окончания работ — 1938 г. (но сдано в эксплуатацию только в 1942 г.). Здание возведено в стиле неоклассицизма. Оно во многом определило характер застройки площади Революции.
Об архитекторе Борисе Сергеевиче Помпееве известно очень мало. Родился в 1906 году, учился в ЛИИКС (Ленинградский институт инженеров коммунального строительства), который окончил в 1931 году. Затем работал в Гипрогоре – основанном академиком Ильиным институте, который был создан специально для проектирования новых городов. Помпеев умер в 1942 году в Новокузнецке, куда он был эвакуирован в начале Великой Отечественной войны.
1960-е гг. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)
1960-е гг. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)
1967 г. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)
1970-е гг. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)
В 2003 г. Южно-Уральская железная дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»).
2008 год. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com
2012 год. Фото: Ю. Латышев
Февраль 2014 г. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com/1048486.html
По материалам статей из энциклопедии «Челябинск»