Выявленное наследие. Выпуск 133. Неизвестный дом меценатов Покровских

Краеведение
В июле 2018 года некий Репринцев из администрации Челябинска написал письмо в госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области с настоятельной просьбой о срочном проведении экспертизы для исключения из числа охраняемых государством и последующего сноса старинного здания по адресу: ул. Советская, 18.

Апрель 2010 г. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com/248857.html

 

Мелкий городской чиновник не знал, что он покушается на память о великих челябинских предпринимателях и меценатах Покровских! 

На восточном фасаде старинного двухэтажного здания около Государственного исторического музея Южного Урала размещена памятная доска, посвящённая почётному гражданину Челябинска Владимиру Корнильевичу Покровскому. Это здание до революции принадлежало Покровским. 

В 1984 году в одном из зданий областного военкомата на улице Цвиллинга, которые также раньше принадлежали братьям Покровским, в старом добротном столе между перегородками нашлась копия договора об учреждении Товарищества «Братья Покровские», составленная на основе семейной раздельной записи. 

«После умершего медико-хирурга Корнилия Ивановича Покровского оставшиеся наследники его, родные братья Василий, Владимир, Иван, Николай и Павел Корнильевичи Покровские заключили между собой договор товарищества под фирмою «Братья Покровские», явленный у Санкт-Петербургского нотариуса Павла Корнеева 1873 года сентября 22 дня и записанный в книгу актов за тот год…» 

Кроме этих двух дворовых мест, Покровские владели в городе участками на улице Сибирской (ныне улица Труда, 88) и на улице Никольской (ныне улица Советская). 

Что же такого замечательного сделали Покровские для Челябинска? За что им посвящены многочисленные статьи самых известных краеведов и историков Челябинска? Дело в том, что Покровским, а именно Владимиру Корнильевичу Покровскому Челябинск обязан тем, что стал крупным промышленным городом. И произошло это потому, что через Челябинск прошёл Великий Транссиб. 

Владимир Корнильевич Покровский решил действовать сразу, как появились идеи «сибирского железнодорожного транзита». Он был в курсе столичных новостей: вел обширную переписку и знал, что предпочтение пока отдано Уральской железной дороге (Горнозаводской), определявшей направление от Перми до Екатеринбурга и дальше – на Тюмень. Челябинск в правительственные планы не входил. 

Знал и то, что главный начальник Оренбургского края генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский решительно выступал в защиту проекта строительства железнодорожной линии от Самары на Оренбург, которая бы «уходила» в перспективе в Среднюю Азию. И тоже - в обход Челябинска. 

В правительственных спорах вокруг проекта дороги Покровские, конечно, не участвовали, но целенаправленно «разогревали» железнодорожную идеологию на местах – хотя бы тем, что объясняли местным крупным предпринимателям, что выгода от железной дороги перекроет страх перед конкуренцией на порядок. И добились своего. 

В Уральской истории Транссиба никому не известный тогда Челябинск станет единственным городом, который займет столь активную позицию в вопросах строительства железной дороги, направит несколько обоснованных прошений в правительство и два прошения – на Высочайшее имя. 

Конечно, челябинские бумаги не играли, да и не могли играть решающей роли в правительственном выборе проекта строительства железной дороги именно от Самары на Уфу до Златоуста и Челябинска. Но «косточкой в горле» наверняка стали. 

В 1886 году Александр III в сердцах напишет: «Уже сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал, и я должен с грустью, со стыдом сознаться, что правительством до сих пор почти ничего не сделано для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора!» 

Это стало последней каплей. Окончательное решение по проекту было принято – в «перевалке» через Уральских хребет выбрали Златоустовский вариант как самый экономичный и наиболее удобный. В 1890 году в Златоуст прибыл первый поезд. Еще через год дорога дошла до Миасса… 

«Было бы счастье, да несчастье помогло». Решение о железнодорожном пути в Сибирь через Челябинск было продиктовано еще одним событием – неурожаем 1891 года в Западной Сибири. Массовый голод в Сибири выкашивал села одно за другим, а своевременно подвезти продовольствие в нужных объемах не представлялось возможным. Еще не был уложен рельсовый путь от Миасса до Челябинска, а решение по строительству линии из Екатеринбурга все откладывалось. 

Братья Покровские пошли на риск. Подключив личные связи и проведя удачные переговоры, они привлекают к решению проблемы крупных уральских купцов П.И. Губонина и В.И. Лепинина, а также известных финансистов и банкиров. Строительством Самаро-Златоустовской дороги руководил легендарный инженер, выпускник Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения Константин Яковлевич Михайловский.  Под гарантии уральских купцов К.Я. Михайловский принимает смелое решение – для ускорения постройки и изыскания возможности срочно доставить продовольствие и семенной фонд провести через Уральских хребет несколько железнодорожных составов при полном отсутствии земляного полотна.

А осенью 1892 года к Челябинску была проложена железнодорожная линия уже по всем правилам. 

В сентябре 1913 года, будучи на лечении в Германии, неожиданно для всех, скоропостижно скончается Владимир Корнильевич. Его тело привезут в Челябинск, и буквально весь город будет Покровского хоронить. В газете «Голос Приуралья» появятся строки: «До сего времени никому еще из общественных деятелей не воздавали такой чести при похоронах, какая оказана была благодарными гражданами Владимиру Корнильевичу…» 

Но вернёмся к судьбе дома по улице Советской, 18. До последнего времени считалось, что этот дом был построен на участке некоего А.А. Кузнецова. Действительно, в дореволюционных документах о налогах на недвижимое имущество упоминается деревянный дом в 3-5 комнат на улице Никольской (так называлась эта улица до 1920 года), принадлежащий наследникам Андрея Алексеевича Кузнецова. Но возникли сомнения… сохранившийся дом был почти двухэтажным и в нём явно было больше комнат. 

Осенью 2018 года историк Г.Х. Самигулов обнаружил малоизвестные документы, содержащие сведения о недвижимом имуществе по состоянию на 1917 год. И в этих документах указан «смешанный» двухэтажный дом по улице Никольской, 10, принадлежащий «Товариществу Братья Покровские». В раскладочной ведомости за 1911 к записи перечня недвижимого имущества этого товарищества на улице Никольской сделана приписка другими чернилами: «полукаменный дом в 8 комнат». Таким образом, можно предположить, что дом построен именно в 1911 году. 

К сожалению, дореволюционных фотографий этого участка улицы Никольской не сохранилось. Но есть несколько фотографий В. Гайдаша 1970 года. 

 

1970 год. Улица Советская, 16-18 (справа налево). Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

 

 

1970 год. Улица Советская, 22-18 (слева направо). Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала 

Дом по адресу: улица Советская, 18, заметно выделяется. У него высокий цокольный каменный этаж. Красивый брандмауэр из кирпича на каменном фундаменте. Наличники больших окон деревянного этажа напоминают элементы модерна. И дом находится на участке, примыкающей к основной усадьбе Покровских на улице Большой (ныне улица Цвиллинга, 11 и 13). 

 

1990-е годы. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

 

Весной 2011 года часть дома пострадала во время пожара. Полиция твёрдо установила, что это был не случайный пожар, а поджёг. А собственников у дома два: муниципалитет и частное лицо. Кто из них организатор поджога – неизвестно.

 

2014 год. Фото: Ю. Латышев 

Таким образом, чиновник Репринцев лучше бы подумал о восстановлении бывшего дома Покровских, а не глумился над памятью этих замечательных горожан, призывая к сносу здания.

 По материалам публикаций Владимира Боже, Олега Вепрева, Вячеслава

Лютова и Гаяза Самигулова.