Выявленное наследие. Выпуск 128. Электростанция и контора Колбина

Краеведение
По имеющимся данным, ещё в 1884 году на Среднем Урале действовало несколько небольших энергоустановок общей мощностью 60 кВт. Газеты конца XIX века пестрели объявлениями, в которых иностранные бизнесмены предлагали российским промышленникам свои услуги по внедрению электроосвещения, электропривода, а также по поставкам оборудования для строящихся электростанций.

Сохранилось описание типичной электростанции того периода: «…оборудование на Нижнесалдинском заводе – два локомобиля, сидящих верхом на паровых котлах. Локомобили приводили в движение генераторы весьма внушительных размеров. Диаметр статора достигал 6 метров. Марка «Сименс-Шуккерт». В одном зале располагались и локомобили, и распределительное устройство 6 кВ, и щит управления. Каменный уголь вручную подавали в котельную и загружали в топки. Каждый котел обслуживали кочегар и шуровщик, на два котла полагались подкатчик топлива и золовоз. На щите управления сидел электрик и крутил «баранку» – регулировал напряжение. Главным же был машинист локомобилей.» 

В 1885 году Екатеринбургу удалось заполучить в свой город представительство «Товарищества П.Н. Яблочков и Ко электрического освещения в России», которое занялось электрическим освещением городских улиц. В апреле того же 1885 года во дворе городского театра «Колизей» начала действовать первая электроустановка. В первый год освещались только сцена и зал театра, позже – территория улицы вблизи здания. 

В 1888 году «Общество электрического освещения 1886 года» построило на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка в Москве первую относительно мощную электростанцию, способную снабжать электроэнергией частных потребителей. На станции вырабатывался постоянный ток напряжением 120 В, который поступал абонентам по подземным кабелям. 

В 1894 году В Екатеринбурге начала работу мощная Центральная электростанция, которую построил купец Андрей Дмитриевич Елтышев. На станции было установлено оборудование иностранных фирм – паровые машины фирмы «Бульт», генераторы постоянного тока «Вестингауз». Топливом для котлов служила древесина. 

Начало развитию электрических сетей в Прикамье было положено строительством и пуском в Перми в 1902 году Пермской городской электростанции. Станция строилась она при непосредственном участии видного ученого, изобретателя радио Александра Степановича Попова. 

1901-1904 гг. Дом Колбина на улице Сибирской. Фотография из книги «Старый Челябинск в открытках и фотографиях». Челябинск, 2008 

В 1902 году купец Василий Колбин подаёт прошение о строительстве «Завода Электрической Энергии» - первой электростанции Челябинска. Его прошение рассматривалось 30 декабря 1902 г. на 14 заседании Городской Думы. Звучало оно следующим образом: «Прошение Челябинского 2 гильдии купца В. М. Колбина о разрешении устройства по улице города проводов для электрического освещения тех помещений, владельцы коих изъявляют желание иметь означенное освещение». По тем временам это казалось чудачеством, но через два года в Челябинске уже действовал первый «Завод Электрической Энергии» (на паях с предпринимателем Кокоревым). Он находился по улице Сибирской (ныне улица Труда) у реки Миасс, во дворе его дома.  Здание этого «завода» не сохранилось. 

1910-е годы. Электростанция Колбина в действии. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

В 1906 году Городская управа заключает договор с купцом 2-й гильдии Василием Михайловичем Колбиным. Согласно договора, Колбин обязывался «за свой счет и риск устроить в Челябинске одну или несколько электрических станций, прокладывать от них по городским улицам и площадям воздушные и подземные проводы для разсылки по ним электрической энергии, как для общественных надобностей, так и для частных лиц – для освещения, приведения в действие двигателей и других специальных целей».  

Городская управа указывала в договоре 40 дуговых фонарей для освещения улиц, каждый из них на 8 ампер, 800 свечей. За каждый фонарь город должен был платить 110 рублей в год – сумма вполне приличная. Однако и расходы Колбина на первых порах должны были быть немалыми. Василию Михайловичу предстояло поставить столбы по главным улицам, как для передачи энергии, так и для освещения. Чтобы от столбов было меньше тени, Колбина обязали «верхнюю часть столбов, не менее 0,5 сажени от нижней поверхности фонаря сделать металлическою, ажурною». Кроме того, те столбы, что устанавливались на перекрестках, должны были иметь круглую обмощеную насыпь высотой не менее полуметра и диаметром больше полутора метров. Последнее, скорее всего, чтобы коляски и телеги не бились об столбы на поворотах.

 

1917 год. На улице Сибирской у бывшего дома Колбина. Фотография из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники») 

Вскоре после пуска электростанции к востоку от дома Колбина на улице Сибирской было построено небольшое каменное здание с тремя окнами на фасаде, выходящем на улицу. Вероятно, в этом доме разместилась контора товарищества на паях «Колбин и Кокорин».

 

1950-е годы. Улица Труда. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала.

 

1990 год. Бывшая контора товарищества на паях «Колбин и Кокорин». Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

 Источники:

https://zavodfoto.livejournal.com/3886156.html;

http://ch4.su/geo/kolbin.html;

https://cheltoday.ru/articles/blogi/dom-pervukhina-kolbina-i-pervaya-kommercheskaya-elektrostantsiya-chelyabinska-91249/;

http://moglobi.ru/stati/energetika-konca-xix-nachala-xx-vekov/main.html;

http://oaoenergomash.ru/index/stati/kopiya-priobretyon-i-vvedyon-v-ekspluatacziyu-novyij-gidravlicheskij-listogibochnyij-press.html