Выявленное наследие. Выпуск 112. Советский Икар

Краеведение
Челябинское училище штурманов в годы войны выпустило более 9 тысяч авиационных специалистов. Из них: 25 выпусков - штурманов (1943 - 1945 гг.), 18 выпусков - стрелков - бомбардиров (1941 - 1943 гг.). 41 выпускник удостоен звания Героя Советского Союза. Из неточных источников: погибших более 3000 человек. Фамилии большинства погибших выпускников училища не установлены.

На четвёртый день войны в составе экипажа Николая Гастелло погиб выпускник училища штурман Анатолий Бурденюк.

Бурденюк Анатолий АкимовичИсточник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурденюк,_Анатолий_Акимович

Анатолий Бурденюк родился в 1922 году в посёлке Кармалка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Отец — Бурденюк Аким Иосифович, украинец-переселенец; мать — Полина Феофановна. В 1931 году семья Бурденюк переезжает в Свердловск. В 1938 году Анатолий Бурденюк окончил фабрично-заводскую школу №11. И в 1938 году поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1940 году по окончании обучения, получил звание «лейтенант».  В этом же 1940 году Анатолий Бурденюк прошёл трёхмесячную программу переучивания на новейший двухмоторный бомбардировщик ДБ-3Ф. С 24 июня 1941 года он - штурман 2-й эскадрильи 207-го авиаполка, экипаж Н. Гастелло. 

26 июня 1941 на самолёте ДБ-3Ф при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, штурманом которого был Анатолий Бурденюк, был подбит. Вместе с ним погибли все члены экипажа: капитан Н. Ф. Гастелло, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной версии времен СССР, вражеский снаряд повредил топливный бак и командир корабля Николай Гастелло направил горящий самолёт на вражескую колонну. 

Таран экипажем Гастелло немецкой механизированной колонны вскоре получил широкую огласку. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны как в военный, так и в послевоенный периоды вплоть до распада СССР. Командиру корабля Николаю Гастелло в июле 1941 года присвоено звание «Герой Советского Союза», его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы, его подвигу были посвящены художественные произведения. В то же время, члены экипажа Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии участие в знаменитом таране вообще не упоминалось. В 1958 году благодаря усилиям родственников и однополчан членов погибшего экипажа Анатолий Акимович Бурденюк, А. Калинин и Г. Скоробогатый стали кавалерами ордена Отечественной войны I степени. 

Относительно гибели Анатолия Бурденюка достоверным фактом можно считать то, что самолёт, штурманом которого он был, потерпел крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года. Однако не является доказанным сам факт наземного тарана экипажем Гастелло. Не установлено место падения бомбардировщика Гастелло, нет ясности с обстоятельствами смерти А. Бурденюка. Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана экипажа Гастелло старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й полк ДБА в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время. 

21.01.1942 г. не вернулся с боевого задания ДБ-3ф с экипажем: командир звена мл. лейтенант В.М. Анисимов, штурман звена лейтенант В.Н. Самосудов (выпускник Челябинского училища), стрелок-радист мл. сержант Н.А. Каменев и воздушный стрелок сержант Н.М. Ладник. 

Самолет был сбит истребителями во время боевого вылета в районе Вязьма - Двоевка. Машину покинул летчик Анисимов. Он раскрыл парашют, но приземлился мертвым: в виске у него была пулевая рана. Пистолет лежал рядом, привязанный шнуром к кобуре. Штурман Самосудов, стрелки Каменев и Ладник оставались в падающем самолете. Немцы не отставали и сопровождали их, добивая до конца. А на самолете все еще стучал чей-то пулемет. Потом и он затих. Самолет сбрил верхушки сосен и врезался в лесную чащу на краю поляны. 

Ещё один выпускник Челябинского училища Влади́мир Миха́йлович Балашо́в — штурман бомбардировщика 1-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации Дальнебомбардировочной авиации, лейтенант. 

Балашов родился в 1919 году в Нижнем Новгороде. Русский. В 1940 году окончил Челябинское военно-авиационное училище лётчиков-наблюдателей. Проходил военную службу в Дальневосточном военном округе в качестве штурмана корабля Дальнебомбардировочной авиации. На момент начала Великой Отечественной войны служил в 3-й (с 24 июня — в 1-й) эскадрилье 207-го дальнебомбардировочного авиаполка штурманом в экипаже Александра Маслова. 26 июня 1941 года при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, штурманом которого был Владимир Балашов, был подбит и упал около д. Декшняны. Вместе с ним погибли все члены экипажа: командир корабля капитан Александр Маслов, стрелок-радист старший сержант Григорий Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев. В истории гибели Владимира Михайловича Балашова достоверным можно считать дату гибели — 26 июня 1941 года, место крушения самолёта — у села Декшняны, место захоронения — братская могила в пгт. Радошковичи. 

В июле 1977 г. со дна озера возле села Ракитное Белгородской области был поднят самолёт, упавший в воду 1 сентября 1943 г. В кабине были обнаружены останки трёх лётчиков. Один из них – Александр Яковлевич Чирков, воспитанник Челябинского училища штурманов, окончивший его летом 1941 г. 

Идея создания памятника погибшим выпускникам Челябинского высшего военного авиационного командного училища штурманов (ЧВВАКУШ), павшим в боях Великой Отечественной войны, зародилась среди членов Совета ветеранов училища еще в 1965 году и была поддержана командованием и политотделом училища. Проекты будущего памятника были разработаны художником Челябинского Гарнизонного Дома офицеров скульптором Савочкиным С.Я. Один из трех проектов памятника, выставленных на обсуждение личного состава, был одобрен и с учетом критических замечаний и пожеланий личного состава училища, утвержден комиссией архитекторов и скульпторов г. Челябинска. Одобренный вариант памятника представлял собой фигуру штурмана в полный рост на фоне аллегорического крыла птицы. Название композиции – “Советский Икар”. Высота памятника 6 метров. Создание памятника осуществлялось на территории училища, где скульптору было предоставлено специальное помещение. Большую помощь в строительстве памятника оказали шефы училища: ордена Трудового Красного Знамени Челябинский Металлургический завод и ордена Ленина трест "Челябметаллургстрой", которые бесплатно выделили необходимые материалы. После закладки фундамента и постамента для памятника производился монтаж гипсовых форм с фигуры из глины и их наполнение раствором цемента с гранитной крошкой. Эти работы, а также окончательная обработка фигуры после снятия гипсовых форм, ее шлифовка и бучировка выполнялись мастером архитектурного фонда г. Челябинска Харламовым В.И.

1984 год. Источник: Памятник воспитанникам Челябинского высшего Краснознамённого училища штурманов, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг./Паспорт памятника истории и культуры СССР//Составитель Колпакова В.С. – 30 августа 1984

Памятник был установлен на центральной аллее перед входом в училище и открыт 1 октября 1966 г. Надпись на постаменте: «Вечная Слава воспитанникам училища, погибшим в боях за Советскую Родину».

Апрель 2014 г. Фото: Ю. Латышев