Выявленное наследие. Выпуск 110. Иван-Дизель

Краеведение
За выдающиеся заслуги в развитии советского моторостроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1966 года Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», а 19 января 1976 года вновь присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».

И.Я. Трашутин. Фото из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

Трашутин Иван Яковлевич родился 5 (18 января по новому стилю) 1906 года в заводском посёлке Горловка (ныне город, Донецкая область, Украина). С 1914 года семья жила в Харькове. Окончил три класса церковно-приходской школы. 

Весной 1918 года отец ушел добровольцем в Красную армию. Двенадцатилетним ребёнком Иван Яковлевич вынужден был устроиться на Харьковский паровозостроительный завод, работал рассыльным подручным слесаря, слесарем на сборке дизелей. С 1920 года — в комсомоле, член Харьковского городского комитета комсомола. С 1922 года учился на рабфаке. 

По комсомольской путевке поступил учиться в Харьковский политехнический институт, по окончании механического факультета которого стал работать инженером-конструктором Харьковского паровозостроительного завода в отделе тепловых двигателей. В 1931 г. по направлению Верховного Совета народного хозяйства СССР Трашутин был командирован в Массачусетский технологический институт (США) для повышения квалификации. Во время летних каникул работал контролером по приемке у американских фирм оборудования для строящегося Челябинского тракторного завода. В конце 1933 года Трашутин успешно защитил диссертацию с присвоением степени магистра технических наук и вернулся в Харьков.  В декабре 1933 года назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода, где принял участие в создании 1-го советского танкового дизельного мотора, за который в 1941 г. был удостоен ордена Ленина. С февраля 1937 года — помощник начальника отдела опытных работ на том же заводе. 

25 мая 1938 года И.Я. Трашутин был арестован органами НКВД СССР по стандартным обвинениям во вредительстве и шпионаже (аукнулась командировка за рубеж). Однако ему повезло – после назначения в ноябре 1938 года Народным комиссаром внутренних дел СССР Л.П. Берия некоторая часть дел была пересмотрена, в том числе и дело подследственного Трашутина.  2 февраля 1939 года его освободили с восстановлением на работе. 

В декабре 1940 года Иван Яковлевич Трашутин назначен заместителем главного конструктора Конструкторского бюро по серийному производству завода № 75, направлением которого было налаживание массового производства двигателя В-2. Решая эту задачу, Трашутин также работал совместно с главным конструктором завода М.И. Кошкиным над созданием танка А-32, полностью решая все вопросы, связанные с двигателем танка. Результатом стало рождение легендарного танка Т-34, на котором установили модернизированный вариант двигателя В2-34 мощностью в 500 л.с. Выполнил Трашутин и вторую модернизацию – двигатель В2-К для тяжелого танка КВ-2 (мощность – 640 л.с.). 

С началом Великой Отечественной войны Трашутин вместе с Харьковским моторным заводом был эвакуирован в Челябинск. Трашутин покинул Харьков с последним эшелоном, едва не погибнув при одной из бомбёжек – бомба попала в дом, где он находился. Через несколько часов Трашутина откопали из-под развалин без сознания. 

В Челябинске на базе Харьковского, Кировского и местного тракторного заводов был создан мощный танкостроительный комбинат — Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), ставший известный во всём мире под названием «Танкоград». С октября 1941 года И. Я. Трашутин — главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро № 75 по производству дизелей: танки КВ, ИС, Т-34 были оснащены дизелем В-2, разработанным коллективом конструкторского отдела под руководством Трашутина. 

Опыт первых месяцев войны показал, что тяжелому танку КВ нужен более мощный двигатель. Конструкторы внесли в серийный двигатель ряд конструктивных изменений. В дизель-мотор В2-34 (для среднего танка Т-34) также были введен ряд новых конструктивных улучшений.   5 июня 1942 г. за образцовое выполнение заданий Правительства по производству танков, танковых дизелей и бронекорпусов И. Я. Трашутин был награжден орденом Красной Звезды. 

При всех своих достоинствах дизель-мотор был довольно прихотлив в обслуживании. Иван Яковлевич написал для танкистов учебное пособие - рекомендации по эксплуатации двигателя.    В 1943 г. для нового тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин) - танка прорыва, танка наступления - дизелистами был создан новый двигатель В2-ИС. Он отличался улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью. 

Осенью 1943 г. в КБ началась разработка двух опытных модификаций дизеля, ставших впоследствии родоначальниками двух направлений развития В-2. Последним детищем военного времени для ЧКЗ был тяжелый танк ИС-3, а для него - новый мотор В11-ИС3. КБ по дизелям создавало моторы не только для Танкограда, но и для других танковых заводов страны и других боевых машин. 

В годы Великой Отечественной войны моторный завод выпускал 6 модификаций дизелей, было изготовлено 48,5 тыс. танковых моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры. Конструкторы внесли более 750 крупных изменений в конструкцию двигателя, которые повысили надежность работы серийной продукции и улучшили эксплуатационные качества мотора. Гарантийный срок мотора повысился на 33%. 

Ж. Я. Котин, главный конструктор по танкам, заместитель наркома танковой промышленности, говорил: "Отмечая превосходство советских танков над немецкими, необходимо указать на танковый дизель-мотор В-2 как на важный элемент этого превосходства". А немецкий генерал Х. Гудериан писал: "Двигатель танка должен считаться таким же оружием, как пушка". 

30 апреля 1945 г. за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкции танковых дизелей КБ по дизелям и лично И. Я. Трашутин были награждены орденами Ленина. 26 января 1946 г. за создание дизель-мотора Иван Яковлевич получил Государственную (Сталинскую) премию СССР. Немецкие конструкторы танков в годы войны дали ему прозвище "Иван-Дизель". 

О послевоенном тракторе на заводе позаботились еще до победы. Перед дизелистами была поставлена новая задача - создать мотор для трактора С-80 (Сталинец-80). Коллектив конструкторов с энтузиазмом принялся за дело. Под руководством И. Я. Трашутина создан двигатель КДМ-46 (Кировский дизельный мотор, 1946 г.), а дизель В-2 был приспособлен для нужд народного хозяйства. Мотор стал сердцем рыболовецких судов, мощных нефтебуровых установок, стационарных и передвижных электростанций, земснарядов и другой техники. Применение дизелей в народном хозяйстве получило широкое распространение не только в СССР, но и в зарубежных странах, где они изготавливались по лицензии. 

Но основным направлением работы коллектива конструкторов под руководством Трашутина оставалось создание и внедрение в производство новых, более совершенных образцов специальных дизелей: дизеля В-12 и его модификаций (эти двигатели считаются лучшими в мире танковых двигателей как по абсолютным, так и по удельным показателям), двигателя В-54 и его модификаций, форсированного В-55 и его модификаций (этот двигатель на долгие годы стал базовым для бронетанковой и другой специальной техники страны) и др. 

В 1950-е годы на базе двигателя В-2 продолжали создавать народно-хозяйственные модификации. Это - двигатель В-404С для антарктического снегохода "Харьковчанка" (машина, которая работала в условиях разреженного воздуха, сверхнизких температур), двигатель В-748 для дизель-электрического трактора ДЭТ-250 (это было одно из самых неординарных решений). 

Во второй половине 1960-х гг. КБ Трашутина приступило к созданию первого в стране турбопоршневого дизеля. Талант главного конструктора не только в том, чтобы самому выдвигать новые, перспективные идеи, но и в том, чтобы создать в КБ такую атмосферу, когда талантливо работают все. Иван Яковлевич всегда оставался самим собой - простым, доступным, но сдержанным человеком. Его самой полновесной похвалой было: "Профессионально сделано". И эти слова окрыляли. Двигатели, разработанные под его руководством, нашли применение более чем в 70 типах боевых машин, созданных в послевоенные годы.

Трашутин И.Я. Источник: http://resources.chelreglib.ru:6007/el_izdan/kalend2006/trasch.htm

В течение 40 лет работы Трашутина главным конструктором на ЧТЗ были разработаны несколько модификаций танкового двигателя и двигатели для тракторов, буровых установок. 

В 1981 году Иван Яковлевич Трашутин вышел на пенсию по состоянию здоровья, оставив Челябинск. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался после длительной тяжелой болезни 6 марта 1986 года. Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда, где ему установлен надгробный памятник.

Могила дважды Героя Социалистического Труда Ивана Трашутина на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Могила_дважды_Героя_Социалистического_Труда_Ивана_Трашутина.JPG

Бюст в Челябинске. 1990-е годы. Источник: http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/view/589510?page=1

 

Декабрь 2013 г. Фото: Ю. Латышев

При получении второй Звезды Героя Социалистического Труда в советское время полагалось увековечивание при жизни установкой бюста на родине героя, но Трашутин пожелал, чтобы этот памятник был размещён в Челябинске, где он прожил большую часть своей плодотворной конструкторской жизни. Бюст был установлен 2 июня 1983 года (скульптор — Л. Н. Головницкий, архитектор — Е. В. Александров).

2018 г. Фото: Ю. Латышев

 

Памятная доска на доме по адресу: Челябинск, ул. Горького, 7а. Источник: http://logoworks.narod.ru/towns/chelya.html

 

По материалам публикаций А.Бочарова и Т. Пушкарёвой.