Выявленное наследие. Выпуск 102. Шумиловская школа

Краеведение
Шумилов Василий Александрович (1875 – 1938). Из мещан. Окончил Благовещенскую учительскую семинарию. В службе с 1 августа 1894 г. В 1906 г. – заведующий 2-м смешанным низшим начальным училищем. Получал в 1905-1906 гг. 460 руб. в год при готовой квартире. К обязанностям относился добросовестно. Получал благодарности от учебного начальства. Шумилову была вручена медаль в 1906 г. ко дню Св. Пасхи. После революции продолжил работать в народном образовании. (Из книги В. Боже «Школьный мир дореволюционного Челябинска», том 2. Челябинск, 2006).

Здание 2-го смешанного низшего начального училища или городского смешанного приходского училища было построено в 1901 году на Восточном бульваре (ныне улица Могильникова). Это подтверждается фотографией 1907 года.

Городское смешанное приходское училище. Восточный бульвар. 1907 г. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Однако в книге В. Весновского «Весь Челябинск и его окрестности» (Челябинск, 1909 год) почему-то на Восточном бульваре указано 4-е мужское приходское училище, но также с заведующим Шумиловым:

 

                «Почётный блюститель – Катков Иван Андреевич

                Заведующий – Шумилов Василий Александрович

                Учителя:  Пчелин Алекс. Дмитриевич

                               Зайцев Дмитрий Ал.

                               Махаев Андрей Васильевич

                Законоучитель: Сперанский отец Дмитрий»

 

Что это, ошибка Весновского? Возможно. Разобраться в этой истории с названиями и узнать о судьбе Шумилова попыталась Е.Л. Бараш в статье «3-я Шумиловская школа, или о бедном учителе замолвите слово», опубликованной в 39-м выпуске «Музейного вестника» ЧГПИ в 2016 году. К сожалению, ей удалось найти не очень много сведений о «бедном учителе». Также осталось непонятно, почему в 1950-е годы эту школу называли «3-ей Шумиловской». Вот несколько отрывков из статьи Е.Л. Бараш: 

«В 16 лет Василий Шумилов поступил в семинарию, предоставив «отзыв о благонравном поведении» и выдержав среди 300 прошений испытания в объеме двухклассного сельского училища, при этом зачислялось обычно 30, а выпустить могли 18 семинаристов. 

В 19 лет Василий Александрович поступил на службу. Молодому учителю выплачивались подъемные: треть годового оклада, прогонные и командировочные. Полагалось освобождение от армии. Через 12 лет работы В.А. Шумилову вручили серебряную медаль «За усердную службу» на Александровской ленте для ношения на груди. Учителя, награжденные

знаками отличия, обязывались платить определенный взнос за награды. В 1906 г. Шумилов становится заведующим 2-го смешанного низшего начального училища. В училище обучаются не только мальчики, но и девочки «не старее 12 лет». В учебный курс городского училища входили: Закон Божий, чтение и письмо, русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, арифметика, практическая геометрия, география и история Отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, сведения из естественной истории и физики, чтение и рисование, пение, гимнастика. 

После революции Шумилов продолжал работать в своей школе. В 4-м выпуске сборника «Челябинск неизвестный» была опубликована статья историка пожарного дела в Челябинске А.Л. Каплана о крупнейшем в истории города пожаре в 1921 г. В этой статье приводится рассказ очевидца пожара Сергея Васильевича Главатских, которому тогда было 17 лет: «День был жаркий и ветреный… Все соседи уже собирали пожитки и пытались убежать от пожара. В это время прибежал мой отец, учитель русской словесности, Василий Тимофеевич Главатских. Он во время Первой мировой войны был мобилизован в армию, ему присвоили офицерское звание… Отец чётко скомандовал своим сыновьям: «…Таскаете воду и подаете Сергею, а я побежал детишек спасать!» До позднего вечера отец со своим другом учителем Шумиловым собирали на пожарище перепуганных детей и уводили их в школу, где утешали, поили чаем и кормили. Школу эту челябинцы нарекли «Шумиловской». Каплан добавляет: «В 1937 году учителя Шумилов и Главатских были расстреляны как враги народа». 

Документов, подтверждающих расстрел и реабилитацию Шумилова пока не найдено… 

А здание бывшего смешанного училища после революции в течение долгих лет использовалось по прямому назначению – для обучения детей.

2012 год. Фото: Ю. Латышев

 

2014 год. Фото: Ю. Латышев