Выявленное наследие. Выпуск 100. Легенда челябинской медицины

Краеведение
Петра Михайловича Тарасова называют хирургом-легендой. Когда он шел по улицам, многие кланялись ему в пояс. Рассказывают: «Как-то мы ехали в трамвае, вдруг народ вскочил и бросился к окнам: «Смотрите, Тарасов идет!». «Меня оперировал сам Тарасов» – это считалось последней инстанцией, дальше только Господь Бог.

Петр Михайлович Тарасов родился в 1901 году в г. Екатериненштадте (ныне город Маркс) в семье рабочего мельницы. Отец рано умер, и Пётр с 14 лет совмещал работу с учёбой. Участвовал в Гражданской войне, в 1918 году вступил в ряды Красной Армии.  С 1-й Саратовской дивизией участвовал в боях на Уральском, Восточном, Западном и Южном фронтах, служил в штабе, чуть ли не ординарцем Фрунзе.  В 1921 году поступил на рабфак, в 1922 году – на медицинский факультет Саратовского университета. С 1927 года врач сельской районной больницы в Саратовской области. После окончания клинической. ординатуры у академика С. Р. Миротворцева – ассистент кафедры. В 1933 году приказом Наркомздрава был временно направлен заведующим хирургическим отделением Челябинской городской клинической больницы № 1. Но вся дальнейшая жизнь и деятельность Тарасова была связана с Челябинском. В 1934-1935 годы он организовал областную станцию переливания крови. 

С января по май 1940 г. руководил эвакогоспиталем № 1722 (первого формирования). В годы Великой Отечественной возглавлял эвакогоспиталь № 1722, став майором медсанслужбы, одновременно ведущим хирургом всех эвакогоспиталей Челябинской области. Этот госпиталь  размещался в четырехэтажном здании школы № 12, где сейчас находится Челябинский государственный институт культуры. Госпиталь специализировался на лечении огнестрельных ран бедра и ног. Но он был ближе всех к вокзалу, поэтому сюда везли самых тяжелых, умирающих раненых, снятых с поездов. 

В условиях нехватки ваты для перевязок раненых, Тарасов предложил и успешно осуществил замену ваты простерилизованным мхом, который заготавливали в Катайском районе на озере Червяное. 

В войну он спасал больных с абсцессом мозга, ранением сердца, аневризмой сонной артерии – то, чем гордятся сегодня, называя хирургией высоких технологий. А ученики Петра Михайловича вспоминают его крылатое выражение: «И обезьяну можно научить оперировать, а вот выходить хирургического больного – это искусство». Увидеть его в госпитале ночью у постели прооперированного было в порядке вещей. Из семи тысяч тяжелораненых в конечности, лечившихся у Тарасова, более пяти тысяч вернулись в действующую армию, на фронт.

Источник: http://archive74.ru/srazhayushcheesya-miloserdie

В музее медицины г. Челябинска воссоздан кабинет доктора Тарасова с его массивным столом, за которым он работал, с книгами, которые он читал, с его научными трудами. Есть здесь и фотографии его учеников.

Источник: http://archive74.ru/srazhayushcheesya-miloserdie

Одна из них – Дина Кузнецова, врач, отдавшая медицине больше пятидесяти лет жизни. А начинала она девочкой-школьницей  в госпитале № 1722. Дина Владиславовна вспоминала, как впервые увидела Тарасова на обходе: 

- Нельзя было не поразиться этому человеку. Он был фундаментальный. Увидев его, раненые как будто начинали светиться. Они были рады, когда он заходил в палату. И он был настолько по-мужски ласковым с ними. Сейчас я таких улыбок у мужчин не вижу. Одним словом, всех поражал этот человек своим отношением к людям. Он говорил: еще одна операция – и все будет хорошо. А больные отвечали: хоть десять, если будет делать Петр Михайлович. 

Большое внимание Тарасов уделял тому, чтобы родственники брали из госпиталя домой раненых с ампутированными конечностями. Сам писал письма родным и близким и порой только благодаря его силе убеждения фронтовика-калеку забирали жены. 

Сержанта переехал фашистский танк. В тяжелейшем состоянии, с переломом обоих бедер парня сняли с поезда и отправили в госпиталь 1722. Хирурги буквально «собирали» его по частям. Понемногу больной пошел на поправку. Но тут встал вопрос об ампутации ноги. Она не поддавалась лечению: мышцы, ущемленные обломками костей, не давали бедру срастись. Тогда Петр Михайлович сделал пластическую (!) операцию и спас парню ногу. 

Другую потрясающую историю рассказывала профессор Наталья Тюрина, в войну работавшая хирургом этого госпиталя. Ночью у одного из раненых с аневризмой бедренной артерии появились симптомы разрыва сосуда. В любую минуту начнется кровотечение, и больной погибнет. Необходима срочная операция, но сделать ее по силам только Тарасову. Дежурившая по госпиталю Тюрина бросилась разыскивать начальника. Выяснилось, что он находится в медсанчасти МВД и готовится к операции у больного с абсцессом мозга. Узнав про ЧП, хирург отложил операцию и немедленно приехал в госпиталь. В течение нескольких часов Петр Михайлович стоял у операционного стола, спасая жизнь раненого. Затем вернулся в медсанчасть и до утра оперировал больного с абсцессом мозга. А наутро пришедшие на работу сотрудники госпиталя, как всегда, увидели своего начальника на боевом посту: Тарасов проводил обход больных, перевязки, консультации. 

Одна из самых известных легенд о мастерстве хирурга связана с Даниилом Глубоковым. Вот как вспоминала эту историю хирург госпиталя Тамара Мирющенко: «Однажды к нам доставили в крайне тяжелом состоянии 18-летнего бойца. Его и оперировать-то было нельзя, не перелив прежде кровь. Кровь взяли тут же у операционной сестры Дарьи Павловны Кутеповой. Да и после операции она еще не раз делилась с этим солдатом своей кровью».Молодой боец, получивший тяжелое ранение в боях под Сталинградом, не скрывал радости, что попал в челябинский госпиталь – поближе к родному дому. Он был из Красноармейского района. В августе 41-го в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Попал в парашютно-десантные войска, был ранен разрывной пулей в бедро и санитарным поездом направлен в Новосибирск. По дороге его не раз оперировали и везли дальше. До Новосибирска раненый не доехал, его сняли с поезда в Челябинске в ужасном состоянии. Ногу нужно было ампутировать, чтобы спасти парню жизнь. 

Петр Тарасов оперировал бойца пять раз. Четыре с половиной месяца лечили солдата в госпитале. Ногу ему удалось сохранить. А когда боец пошел на поправку, Тарасов начал ненавязчиво убеждать его поступать в медицинский.

Начальник эвакогоспиталя № 1722 Петр Тарасов (слева). 1943 год  Источник: https://dostup1.ru/society/society_14854.html

Но у молодого человека был талант к математике и совсем другие планы на будущее. Что больше подействовало: трудное положение семьи, которая не могла отправить сына на учебу, или обаяние врача, спасшего ему ногу и жизнь? Кто знает… Демобилизованный по ранению солдат в 1943 году поступил в Киевский медицинский институт, который был эвакуирован в Челябинск. 

Ученик Тарасова стал блестящим терапевтом, профессором, доктором медицинских наук. А когда Петр Михайлович из-за инфаркта не смог работать, сменил своего учителя на посту ректора. Даниил Александрович Глубоков руководил Челябинским мединститутом тридцать лет с 1966 по 1995 год, получил звание почетного гражданина города. 

Среди учеников Тарасова много замечательных личностей. Одна из них Анна Квитко-Каган. Ее призвали в армию сразу после окончания мединститута в 42 году. Направили в Сталинград. Но поезд дошел только до Саратова – эшелон разбомбили. Анна сама, практически пешком добиралась до Сталинграда, по дороге ее останавливали: девушка, ты куда, там же мясорубка. Но она дошла. Оказывала медицинскую помощь на передовой. Смогла все преодолеть. И вот – тяжелое ранение в боях на Курской дуге. 

Анну Квитко привезли в госпиталь к Тарасову. Сама хирург, она хорошо знала, чем грозит ей это ранение. Но благодаря золотым рукам Петра Михайловича Аня выжила и вернулась на фронт, дошла до Берлина.   После войны приехала в родной Челябинск, работала врачом-хирургом, училась у Тарасова, защитила диссертацию, преподавала, работала в горбольнице №1 и даже на пенсии консультировала больных. Ее общий трудовой стаж – 58 лет.

Источник: http://archive74.ru/srazhayushcheesya-miloserdie

 

В 1944 году по материалам госпиталя Тарасов защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую лечению огнестрельных переломов бедра. В 1945 году ему присвоено звание доцента. С 1946 года работал в городской больнице, являясь доцентом кафедры общей хирургии, с 1956 года заведовал этой кафедрой. В 1949–1959 как главный хирург Челябинска много сделал для становления хирургической службы и подготовки хирургов. С 1959 года ректор ЧГМИ, где при нем был построен учебный корпус, здание студенческого общежития, межкафедральная научная лаборатория. Тарасов был хирургом с широким диапазоном деятельности, опытным преподавателем.

Хирург Тарасов П.М. Источник: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3658

Его многочисленные ученики защитили кандидатские и докторские диссертации. Пётр Михайлович опубликовал около 50 научных работ. Тарасов был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, “Знак Почета”, грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Его имя присвоено кафедре общей хирургии медицинской академии и одной из улиц Челябинска; на одном из корпусов ГКБ № 1 в его честь установлена мемориальная доска.

П.М. Тарасов. Источник: http://www.chelpress.ru/newspapers/ucourier/archive/16-10-2001/6/a70861.html

Петр Михайлович Тарасов умер 11 августа 1967 года, не выдержало сердце. Проводить его в последний путь пришли тысячи челябинцев. Голова процессии стояла у гостиницы «Южный Урал», а «хвост» – у Дворца железнодорожников. Так город прощался со своим любимым доктором. Пётр Тарасов похоронен в 1 квартале Успенского кладбища в Челябинске, памятник на его могиле — памятник истории и культуры народов Российской Федерации.

Май 2014 года. Фото: Ю. Латышев

По материалам публикаций Израиля Матовского, Елены Рохацевич и Нины Чистосердовой.