Выявленное наследие. Выпуск 159. «Мужское» здание

Краеведение
Авторы проекта этого административного здания – архитекторы Ф.Л. Серебровский и К.Д. Евтеев. Проект выполнен в 1950 г., а здание построено в 1953-1955 годы. Представительное пятиэтажное здание решено в классике (тосканский ордер), свойственный Московской архитектурной школе конца 1940-х – начала 1950-х гг.

 

 

1950-е годы. Начало строительства здания «Челябэнерго». Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

  

1958-1959 годы. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

Лучше всех об этом здании сказал известный челябинский журналист Михаил Фонотов: 

«На этот раз перед нами – здание “Челябэнерго”, знакомое, надеюсь, всем челябинцам. Оно заявляет о себе своими колоннами. С колонн и начнем.

Колонны, как известно, пришли к нам из Древней Греции. В “классике” возродились четыре вида колонн (ордеров) – тосканский, ионический, дорический и коринфский. Зодчие Эллады видели в колонне образ человека, мужчины. В совершенстве колонны – пропорции человеческого тела. 

Самое тонкое в колонне – энтазис. Энтазис – это утонение колонны. Чаще всего на треть высоты она прямая, а выше сужается, но не по прямой, а по кривой. Иногда утонение так мало, что только угадывается. В том-то, может быть, и прелесть энтазиса. Впрочем, тут все зависит от исполнения, от того, как выдержана линия. Если и есть с чем сравнить этот изгиб, так разве что с плавностью скрипичного звука. Сама колонна может быть и массивной, тяжелой, но ее линия – тонкой и нежной. 

Еще одно предварительное напоминание. Колонны бывают (в срезе) круглые и квадратные. Гладкие и с каннелюрами (продольными желобками). Рустованные колонны имеют ложные швы, они как бы сложены из камней. Каменные колонны тоже не исключаются. Если круглую колонну “вдавить” в стену, получится полуколонна. А если вдавить в стену квадратную колонну, получится пилястра. 

Американскому журналисту Майку Эдвардсу Челябинск не понравился тем, что в нем “преобладают здания напыщенной сталинской архитектуры”. Что увидел, то и увидел. (Между прочим, Сталин, как и всякий уважающий себя диктатор, строил хорошо, с прицелом на величие. После него – да, архитектура сникла.) Говоря о напыщенности, Эдвардс, я думаю, имел в виду и наши колоннады. 

В свое время, как раз в сталинские годы, в Челябинске было построено немало зданий с колоннами. Колонны украшают, пожалуй, все Дворцы культуры, иные из театров и кинотеатров, административные здания, больницы. Не скажу, что в наличии все ордера, но известное разнообразие набралось. Всякие колонны можно увидеть в Челябинске – круглые (бывший Народный дом, наверное, первые колонны в городе), квадратные (пединститут, Дворец культуры железнодорожников и ряд других, на фасаде здания управления железной дороги круглые и квадратные колонны соседствуют), парные и даже тройные – угловые (корпус часового завода на улице Коммуны). 

Самые, скажем так, породистые – колонны театра оперы и балета. Они мощные, с явным энтазисом. Изгиб их строен, но крут, едва ли не бутылочно. 

Беда колонн (даже и Большого театра в Москве) – неряшливость. Пятна, полосы, потеки, потертости на них – обычное дело. Грязная колонна не может быть прекрасной при всем совершенстве ее пропорций, 

Восемь колонн театра оперы и балета и фронтон над ними – портик, самый “напыщенный” в Челябинске. Нечто подобное, но скромнее – портик кинотеатра “Родина”. Еще скромнее портик ротонды одного из корпусов городской больницы, выходящего на улицу Воровского. Найдутся и другие примеры эллинского подражания. 

Много лет в Челябинске колонн не ставили. И казалось, что никогда уже но поднимутся они в городе. Но нет, архитектор Евгений Викторович Александров, который до Хрущева, кажется, не успел приобщиться к колоннам, при реставрации здания филармонии “отвел душу”, спроектировал длинную колоннаду и портик. Наверное, не надо и впредь открещиваться от колонн, если к месту и ко времени. 

Вообще-то, если очень упростить, то портик – это крылечко. Навес над входом. Только и всего. Пользы – от дождя укрыться. (Потому он сразу попал в разряд излишеств.) Тех неведомых архитекторов и тысячи их последователей многих веков можно было бы обвинить в расточительности, если бы не мощное эстетическое воздействие колонн. Оно так велико, что, пожалуй, до сих пор ему не найдено замены. 

В чем магия колонн? Не знаю. Слов нет. Попробуйте мысленно “снять” портик театра оперы и балета – потеря невосполнимая. Может быть, архитектор нарочно обеднил стену, скрытую от глаз колоннами? Непохоже на то. Тут все есть – и пилястры, будто тени, падающие на стену от колонн, и огромные арочные окна с сандриками, пилястрочками и капительками, и три портала, и рустовка, но все равно без колонн стена выглядела бы плоско и бедно. 

Еще издали колонны притягивают-манят. Чем ближе мы к ним, тем сильнее их магнит. Когда мы поднимаемся по ступеням широкой лестницы (хочется поднять голову кверху), уже ничего не способно поворотить нас назад. И, наконец, мы под колоннами, “в плену”, осталось открыть дверь... 

Может быть, самое главное в колоннах то, что они напоминают нам о высоте, о своде, о небе. 

Однако пора вернуться к зданию “Челябэнерго”. Авторы проекта – архитекторы Ф.Л. Серебровский и К.Д. Евтеев. Это “мужское” здание. И колонны его – “мужские”. Я так и не определил, с энтазисом они или без. Как будто они прямые, без утонения. Но под капителью будто бы угадывается изгиб. 

Если портик театра оперы и балета выдвинут перед коробкой здания, то пять колонн здания “Челябэнерго” не выходят за линию фасада, из-под общего карниза. Далее колонны продолжаются девятью пилястрами. Колонны расположены не посредине, а с краю – этим углом, “крылечком”, здание “смотрит” на площадь Революции, давая знать о своем субординационном признании архитектурного лидера. 

Здание зримо связано с двумя другими: оно держит равнение на здание управления железной дороги и “помнит родство” со зданием городской администрации, хотя и отдаленным от него площадью.» 

  

1980-е годы. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com 

 

 

1990 год. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

22 февраля 1930 года на основе Свердловской электростанции было создано Уральское районное управление электрических станций “Уралэнерго”, в которое вошли Свердловская и Кушвинская ГЭС, Егоршинская и Кизеловская, а также строившаяся Челябинская ГРЭС. К 7 ноября 1934 года было завершено образование энергетической системы Урала; в ее состав к началу Великой Отечественной войны входили 24 электростанции – это была крупнейшая энергосистема в стране. Возросшие масштабы энергопроизводства вызвали необходимость изменения структуры управления, в связи с чем в 1942 году “Уралэнерго” разделилось на три самостоятельных управления: “Свердловэнерго”, “Молотовэнерго” и “Челябэнерго”. С 2005 года «Челябэнерго» - филиал распределительной сетевой компании ОАО "МРСК Урала и Волги", осуществляющая передачу электроэнергии по электрическим сетям и технологическое присоединение потребителей к электросетям на территории Челябинской области. С 2007 года компания переименована в ОАО "МРСК Урала".

   

2003 год. Фото Уильяма Брумфильда.  Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/chelyabinsk/brumfieldchel-03-36_b.jpg  

  

2008 год. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

  

2012 год. Фото: Ю. Латышев

 

 

2010-е годы. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

  

2013 год. Источник: https://farm8.staticflickr.com/7562/15848597717_e7498c0907_b.jpg 

По материалам публикации М. Фонотова, а также статей из энциклопедии «Челябинск» и Википедии.