«Социология на службе PR»

Политика
В «агитке» кандидата в депутаты Анатолия Литовченко были опубликованные данные социологического опроса, согласно которому лидером предвыборной гонки является… Александр Литовченко. Имеет ли место использование социологии в пропагандистских целях и насколько это законно?

В одном из агитационных печатных изданий кандидата в депутаты Государственной Думы по Коркинскому избирательному округу Александра Литовченко, вышедшем в свет 16 августа, опубликованы данные социологического опроса среди избирателей на тему предстоящих выборов.

WP_20160819_15_50_57_Pro54545Респондентов спросили, за кого бы они проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье. Результаты показали, что большинство опрошенных (35,7%) отдают предпочтение единороссу Александру Литовченко, вторым (31,1%) идет эсер Валерий Гартунг. Третье место занимает Сергей Шаргунов (3,7%), выдвинутый КПРФ, далее идет Константин Гриценко (2,4%) от партии «Патриоты России». 2,1% респондентов готовы отдать голос за Валерию Приходкину (ПАРНАС), 1,4% – за Николая Ярового (Коммунисты России), а 0,8% – за либерал-демократа Андрея Самохвалова. 0,4% проголосовали бы за «яблочника» Николая Щербакова, а ну а 20,6% со своим выбором не определились.

Утверждается, что согласно полученным статистическим данным, индекс узнаваемости Литовченко за последние несколько месяцев вырос в несколько раз до 76,2%.

При этом еще недавно эксперты говорили, что Валерий Гартунг является лидером предвыборной гонки: «По долетающим о разных социологиях слухам, в предвыборном противостоянии Гартунг-Литовенко в Коркинском округе не безоговорочным, но фаворитом пока является действующий депутат», – написал не ранее как на прошлой неделе в своем блоге политолог Александр Мельников.

«Честно говоря, не думаю, что результаты опроса на самом деле объективны», – считает политтехнолог Александр Корецкий. – Скорее всего, это не социологическое исследование даже, а просто технологический прием. Главная его цель - понизить явку на избирательные участки сторонников Валерия Гартунга, убедив их в том, что все уже предрешено и отрываться от дел ради того, что проголосовать за уже заранее проигравшего кандидата – бессмысленно». С ним согласен и его коллега Тарас Есаков: «Приём известный: социология на службе PR».

Также стоит отметить, что, судя по фотографиям газеты, которые оказались в распоряжении нашей редакции, сразу под результатами социологического опроса идут разъяснения на тему того, почему большинство респондентов отдают предпочтение Литовченко. Кандидат называется «крепким хозяйственником, который всегда добивается поставленных задач». Становится очевидным, что настоящая цель опроса носит информационный, а пропагандистский характер.

WP_20160819_15_51_32_ProИмеет смысл обратить внимание на 2 часть 46 статьи ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В ней прописано, что при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

Никаких реквизитов опроса в информационном бюллетене Александра Литовченко указано не было, то есть конкретная информация о том, на чем основываются полученные данные – отсутствует. Не разглашается даже число опрошенных. На данные факты обратила внимание конкурент Литовченко по Коркинскому округу, правозащитница Валерия Приходкина: «Конечно - нарушение выборного законодательства! Жалоба. Конечно, с оговорками по Фрейду - 320 лет отработал в Увелке, а знает весь Коркинский округ. Уверена, что и в самой Увелке МОЕГО электората гораздо больше. А написать можно что угодно. И на заборе читали. Интересно, а сам Литовченко тоже уверен, что у него узнаваемость отросла больше, чем у Гартунга? Веселые конкуренты».

В случае, если эта история найдет свое продолжение в виде каких-либо разбирательств между кандидатами, издание Итоги74 будет информировать своих читателей о развитии событий.

Фото: ura.ru

Комментарии (0)
Оставить свой комментарий