Забытые тайны Урала. Авуары старообрядцев

Общество
На дореволюционных фото Челябинска можно увидеть, что прямо напротив входа в здание городской больницы находился старообрядческий храм. Рядом было еще расположено небольшое кладбище. На его погосте похоронен отец моего деда. Скромный подвижник старого обряда и казначей общественной кассы церковной общины.

В 2014 году исполняется 165 лет Воскресенскому единоверческому мужскому монастырю Златоустовского уезда Уфимской губернии. В первом номере российского журнала “Нива” за 1903 год опубликована панорамная фотография Воскресенского монастыря. Монашеская обитель была обустроена на берегах спокойной речки Иструть.

До октябрьского переворота 1917 года монастырские земли относились к Златоустовскому уезду Уфимской губернии, теперь - это территория Саткинского района Челябинской области.

История знаменитого Златоустовского Воскресенского единоверческого православно-старообрядческого мужского монастыря является забытой тайной. Многие вопросы ждут своего ответа до сих пор. Монастырь являлся продолжателем дел легендарного Нижне-Воскресенского Иргизского монастыря.

По мнению моего деда, монастырь действовал как обособленный экономический центр уральских старообрядцев от Москвы до Красноярска. И воспитывал в своих стенах подготовленные кадры для особых поручений.

Нижне-Воскресенский монастырь (по материалам Иргиз-сайта)

Манифест императрицы Екатерины от 4 декабря 1762 года разрешал старообрядцам свободно возвращаться в Россию и селиться в левобережье Волги, где на реке Иргизе им отдавалось 70 тысяч десятин прекрасной пахотной земли. Стаpообpядцы Ветковских скитов в числе 120 семейств, добравшись до Иpгиза, основали несколько сел: Кpиволучье, Балаково, Каменку, Мечетное (нынешний Пугачев). Очень скоро рядом с этими селами образовались старообрядческие скиты, превратившиеся со временем в цветущие монастыри.

Одним из первых таких скитов стала обитель, основанная подле Криволучья уже в 1762 году выходцем из Польши иноком Авраамием, бывшим некогда крестьянином Казанской губернии. Авpаамиевский скит, который после строительства церкви стал называться Нижне-Воскpесенским монастырем, был расположен в пpекpаснейшем месте Иpгиза, на острове длиной в пять верст и длиной в версту, омываемым водами обильного рыбой Монастырского озера. Во время разлива Иргиза и Монастырского озера вся окружающая местность покрывалась водой, и только сам скит оставался на верху холма символом Церкви, которую не в силах потопить бушующее житейское море. 

Особой святыней в монастыре считалась маленькая складная деревянная семиглавая церковь, в которой, по преданию, служили в Москве во время ее порабощения татарами. Одной из достопримечательностей Воскресенского храма было огромная шестипудовая дарохранительница, едва помещавшаяся на престоле. Такой размер дарохранительницы объясняется тем, что старообрядцы всегда нуждались в большом количестве "запасных" Святых Даров. Редкие беглые священники служили литургию на огромном Агнце, который дробился на тысячи частиц, помещавшихся в дарохранительницу и развозившихся доверенными лицами за тысячи верст от храма. На изготовление дарохранительницы Воскресенской церкви ушло четыре с половиной пуда меди и полтора пуда серебра.

Замечательной красотой отличались густо вызолоченные медные Царские врата и восемнадцатипудовое шестиярусное медное высеребренное паникадило, в котором на праздничных всенощных зажигалось четыре пуда свечей. Шитая золотом и серебром плащаница с изображениями двунадесятых праздников была изготовлена в 1351 году. По описи епископа Иакова (Вечеркова), в монастыре хранилось до двадцати древних антиминсов (большинство из них, правда, не имели святых мощей), самый древний из которых был освящен в 1536 году. Священнические и диаконские облачения, стихари, воздухи и покровцы так же отличались редкой красотой. На пополнение ризницы при одном только строителе (настоятеле) Прохоре, сменившем Льва в 1788 году, было потрачено более ста тысяч рублей.

Насильственное единоверие

Либеральное отношение к старообрядцам закончилось со смертью Александра Благословенного. По некоторым сведениям царь не умер, а ушел к старообрядцам на Урал. Тридцатилетнее царствование Императора Николая Павловича стало эпохой принудительного единоверия. Власти приступили к делу основательно подготовившись. На докладе Секретного комитета по делам раскольников, поданном на высочайшее имя в октябре 1828 года, Импеpатоp Николай Павлович собственноручно начертал: "Учредить в Саратове епископскую кафедру, предоставить Святейшему Синоду сделать постановление о сем новом учреждении".

Агитировать за присоединение к Единоверию в 1828 году в Нижнее-Воскресенский монастырь прибыл сам Саратовский губернатор Александр Борисович Голицын. Он гарантировал монахам сохранить за монастырем все принадлежащие ему земли и вообще все монастырское имущество. Братия, которой тогда насчитывалось 62 человека колебалась. Однако настоятель Адриан, схимники Прохор и Никанор, иноки Никанор, Феодорит, Мардарий, Арсений и Игнатий дали подписку о присоединении к господствующей церкви. Весть об отступничестве Нижнее-Восресенского монастыря моментально достигла всех старообрядческих обителей Иргиза. Изменившие вере иноки были отлучены от церковного общения.

27 июля 1829 года Нижнее-Воскресенский монастырь был утвержден в ведомстве Святейшего Правительствующего Синода как единоверческий мужской монастырь 3-го класса, штат которого состоял из игумена и 12 монахов.

Железные вериги счастливого служения

История появления Воскресенского единоверческого монастыря на уральской земле достоверно описана писателем Сергеем Синенко. В его работах уделяется много места богоугодным хлопотам Уфимской православной епархии на Урале. На сегодняшний день, труды Сергея Германовича Синенко представляют собой добротный краеведческий материал по вопросам истории православия в России.

Официально, Воскресенский монастырь был открыт в Уфимской епархии в 1849 году. Согласно летописям, основан он в 1840 году неким иноком Иоанном Гордеевым, перешедшим из раскола в единоверие. Своим появлением монастырь обязан этому необыкновенному человеку, в миру – Василию Федоровичу Гордееву, в монашестве - игумену Иоанну. Родом Василий Федорович из крестьян, его малая родина - село Ярославки Дуванской волости Уфимской губернии.

У писателя Сергея Синенко так говорится об этом человеке: “Отец женил Василия Гордеева, когда тому исполнилось всего четырнадцать лет, на девятнадцатилетней Акулине Верзаковой из староверческой семьи. Несмотря на разницу в возрасте брак оказался счастливым. Супруга оказалась верной помощницей мужу во всех его духовных исканиях. В возрасте тридцати семи лет Василий Федорович пришел к мысли «любви ради Божией оставить супружеское сожитие и вести жизнь уединенную». К этому склонил и супругу”.

Далее, у Сергея Синенко читаем: “Гордеев принял иночество и наречен был Власием, а позднее перешел из старообрядчества в единоверие. В 1838 году инок Власий построил на реке Юрюзань два скита: женский для своей супруги, которую постриг с именем Александра, и мужской, где поселился сам. Вскоре инок направил епископу Уфимскому и Оренбургскому Иоанникию предложение учредить в епархии единоверческий монастырь. Уфимская консистория подтвердила духовное звание Гордеева и при подтверждении пострига инок Власий принял новое имя – Иоанн.

Поиски места под монастырь уфимская консистория вела продолжительное время: сначала монашествующим предложили поселиться в селе Ельдяк Бирского уезда (там уже имелась большая церковь): затем было предложено занять опустевший монастырь в сибирских краях за озером Байкал. Отец Иоанн специально ездил в Забайкалье, но от предложения отказался - не одобрил холодного климата.

В конце концов место было выбрано на берегу речки Иструть, неподалеку от излучины реки Ай, у подножия горы Вишневой и хребта Чулкового. В 1849 году Указом Священного Синода Российской империи здесь был учрежден единоверческий монастырь. Иоанн был посвящен в иеромонахи и определен его настоятелем. Монастырь, ставший оплотом российского единоверия, получил название Воскресенского единоверческого мужского православно-старообрядческого, ему была пожалована земля площадью в квадратную версту(1,138062 кв. км)”.

В популярном географическом сборнике «Европейская Россия» (Санкт-Петербург, 1906) о монастыре рассказывалось так: «3латоустовский Воскресенский единоверческий (православно-старообрядческий) мужской монастырь расположен на горах Среднего Урала в живописной местности, превосходящей по целебности климата южный берег Крыма. Местность возвышена около версты над уровнем моря. Кроме того, ещё горы поднимаются на огромную высоту. В монастыре соблюдается истовое служение по древнему чину, как ни в одном староверческом монастыре России. Монастырь расположен на берегу реки Ай (по-русски «Святой»), по чистоте своей не уступающей горным ключевым водам. В шести верстах от монастыря — особая монастырская платформа Единовер на Самаро-Златоустовской железной дороге (между станциями Бердяуш и Сулея), ближайшее почтовое отделение Айлино Уфимской губернии».

К началу ХХ века монастырское хозяйство представлял собой крепкую экономическую единицу. Монастырь имел мельницу на своей территории, а также мельницы в селах Сикияз, Озерское и Леуза. Работала печь по обжигу кирпичей отменного качества. В монастыре производились настоящие монастырские продукты. Особенно ценился монастырский мед. В 1913 году служебный штат монастыря состоял из 34 человек: настоятель, казначей, пять иеромонахов, два иеродиакона, 25 монахов. При монастыре воспитывали сирот. Отец Филарет обучал всех пению и древнему чину богослужения. Чин богослужения, принятый в Воскресенском монастыре, имел свои особенности. На вечерней службе читалась 50 раз “Богородица”. После прочтения каждого десятка “Богородице Дево”, читался “Отче наш”.

В 1924 году Златоустовский Воскресенский единоверческий православно-старообрядческий мужской монастырь был закрыт, земли экспроприированы.

(Продолжение следует).